Нальчик

Аслан Тохов: «У нас обязанностей больше, чем власти»

Если верно то, что имя человека влияет на его судьбу, то у министра земельных и имущественных отношений КБР удачное имя: Аслан – значит Лев.

– Аслан Долатиевич, вы с отличием окончили университет, награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы»… Сложно быть отличником по жизни?
– С отличием я окончил только магистратуру института права, экономики и финансов КБГУ по направлению «Юриспруденция». До поступления в магистратуру уже имел значительный опыт работы и багаж знаний в сфере права, который приобрел на практике, а также в период учебы в Северо-Кавказской академии государственной службы в Ростове-на-Дону. Кстати, свою магистерскую работу я посвятил именно проблемам совершенствования форм и методов финансового контроля в деятельности государственных органов и сопутствующим данному процессу правовым аспектам, по которым уже защищал дипломную работу в академии госслужбы. Имея за плечами такую школу, мне уже нельзя было сплоховать. Вот и стал отличником.
А так, в родном селении Старый Лескен я окончил школу на «хорошо» и «отлично». В учёбе всегда лучше давались предметы гуманитарные, испытывал сложности с точными науками. Как ни странно, с алгеброй тоже. Сельский быт и отношение в целом одноклассников к учёбе и моё тогдашнее подростковое мировоззрение не особо обязывали к усидчивости.
А нагрудный знак отличника… Любой успех в работе и в целом мое продвижение по службе я связываю с тем, что у меня были хорошие наставники и опытные коллеги в различных ведомствах.
– С уроков не сбегали?
– Не могу вспомнить, чтобы я сбегал с уроков в одиночку. Если такое случалось, то это было коллективное решение одноклассников или даже больше активистов класса. У нас были ярко выраженные лидеры в классе, и это был не я. Я был самым младшим в классе, так как поступил в школу, не достигнув даже 6 лет. Отличался больше скромностью, чем какими-то лидерскими качествами.
– У вас сын и дочь. Как они учатся?
– Контроль за учебой детей большей частью лежит на плечах их мамы, благо, ее профессия связана с преподавательской деятельностью. Могу сказать, что дочка окончила шестой класс с отличием, а сын-семиклассник до отличника немного не дотягивает. Но в целом мы перед ними таких целей и не ставим. Убежден, что знания в наше время важнее, чем оценки.
– Ваше самое яркое воспоминание из школьной или студенческой жизни…
– Наиболее яркие воспоминания связаны со студенческой жизнью, вернее, с летним студенческим стройотрядом. Это было в 1988 году. Отряд был сформирован из числа студентов-старшекурсников, а меня и ещё одного второкурсника зачислили в него в качестве исключения. Нам выдали новую спецодежду, чем-то похожую на солдатскую форму, с красным флажком СССР над грудным карманом. В этой форме сразу появилось чувство сопричастности к какому-то важному и очень серьезному движению.
Днём мы усердно работали, занимаясь строительством огромного металлургического завода в городе Липецк, а вечерами устраивали национальные танцы, в которых принимали участие и местные жители. По выходным активно отдыхали, организовывая турниры и соревнования по футболу или волейболу. Всё это происходило в очень живописном загородном месте отдыха работников действующего завода, куда нас устроила администрация строящегося объекта. Мы жили по четыре-шесть человек в маленьких домиках коттеджного типа. Тогда я получил массу впечатлений не только от масштаба стройки, к которой мы имели отношение, но и от проведенного там времени, как об одном из лучших студенческих воспоминаний.
– Вы успели побыть и главным ревизором города. «Ревизор» Гоголя – любимое произведение?
– До того, как стать председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик, у меня уже за плечами было более 23 лет ревизорской работы, из которых около 9 лет – в должности заместителя руководителя территориального управления Росфиннадзора в КБР. Поэтому в этой должности мне удалось решить поставленные передо мной управленческие задачи в относительно короткие сроки.
Что касается гоголевского «Ревизора», то это замечательное произведение. Яркие образы и крылатые выражения этой пьесы до сих пор «ходят» в народе. И каждый раз при фразе Городничего «…к нам едет ревизор», с которой начинается действие пьесы, невольно вспоминаю шутку, которую слышу от знакомых бухгалтеров: «Когда бухгалтера спросили, как зовут ревизора, он ответил: «Его не зовут, он сам приходит».
– И вы точно не Хлестаков. С каким персонажем больше себя ассоциируете?
– Трудно сказать. Мне больше близки герои нашей национальной литературы. Например, Зауркан Золак из романа «Последний из ушедших» абхазского прозаика Баграта Шинкубы.
– Часто смотрите телевизор? Если выбирать между российским и советским телевидением, которое вам ближе?
– Смотрю, чтобы быть в курсе происходящих событий в мире и стране. Как и все, смотрю интересные фильмы, иногда и сериалы. Могу посмотреть «Поле чудес» или «Как стать миллионером?», спортивные передачи и КВН. Думаю, что российский вариант телевидения более демократичен, чем советский. Сейчас есть широкий выбор программ на любой вкус. Но их качество, особенно по части содержания, иногда сильно разочаровывает.
– Какими вы запомнили 90-е годы?
– С 1989-го по 1991 год я служил в армии, проходил срочную службу в войсках СССР. Это было начало перемен. Запомнилась война в Чечне и Абхазии, национальные волнения были и у нас. Тогда, благодаря мудрости руководства республики и народа, удалось сохранить межнациональный мир. Помню ваучерную приватизацию и сильнейшую инфляцию. Сбережения людей были обесценены в считанные месяцы. Потом у нас в республике было бурное развитие челночного бизнеса и расцвет цеховиков и коммерсантов, рекетиров и бандитов всех мастей. Я был в категории людей, пытавшихся заниматься коммерцией.
– Что для вас деньги?
– Деньги нужны каждому для того, чтобы содержать семью, обеспечивать быт. У меня никогда не было и нет погони за ними, как за средством обогащения.
А с позиции понимания денег, как средства для решения социально-экономических задач развития республики, формирования самодостаточного бюджета региона, они имеют важнейшее значение. Тут не скажешь, что деньги на втором плане.
– Человеку у власти обязательно быть властным?
– Смотря что вы вкладываете в понятие «власть». Замещение государственной или муниципальной должности категории «руководитель» – это не то же самое, что называется властью. Орган власти, к примеру, министерство, наделено властными полномочиями, так как оно входит в структуру исполнительной власти. На министра возложены функции по организации работы в целях реализации этих властных полномочий. Он руководит трудовым коллективом и обязан обеспечивать подбор и расстановку квалифицированных кадров, поддерживать служебную дисциплину, режим работы и социальные гарантии для сотрудников.
Руководитель, безусловно, должен быть требовательным к себе и сотрудникам. Он должен остро чувствовать проблемы и уметь чётко ставить задачи для оперативного их решения, добиваться достижения положительных результатов, критически анализировать ситуацию и вносить предложения для улучшения деятельности во всех направлениях предоставленных компетенций. Очень важно быть ответственным, справедливым и честным в делах и поступках. Нужно поощрять полезные инициативы и вовремя пресекать вредные… Список этих «нужно» и «должно» большой. У чиновника больше обязанностей, чем власти. И это правильно.
– Министр не рискует быть «министром» и в семье?
– Конечно, каждая профессия, должность накладывает свои отпечатки на людей. Министр ли я в семье, не знаю, но считаю себя человеком консервативным в семейных отношениях, воспитании детей. Стараюсь придерживаться кавказских устоев и традиций.
– Будь возможности, что бы изменили в городской среде Нальчика?
– Сейчас многое делается для улучшения качества городской среды, создания комфортных условий. Это благоустройство дворовых территорий, масштабный ремонт внутригородских дорог и коммуникаций, активное жилищное строительство, озеленение, освещение, современные остановки, новые скверы. Очень хорошо сработала идея по созданию института городского развития «Платформа».
Недавно было предложено заменить металлические ограждения зелеными кустарниковыми насаждениями. Это креативное решение.
У меня, как и у многих горожан, жителя Нальчика и человека, имевшего непосредственное отношение к работе мэрии (Аслан Тохов ранее занимал должности заместителя мэра Нальчика и руководителя городского Департамента финансов – прим.) есть, конечно, видения и пожелания по тому, как улучшить городскую среду.
Хотелось бы заменить все городские тротуары на качественное плиточное покрытие, как это делается в Москве, Краснодаре, Ставрополе. Вижу очень хорошие перспективы в облагораживании обеих берегов реки Нальчик, где можно было бы устроить современные велодорожки, дорожки для пеших прогулок, места для выгула домашних животных, аквапарки и другие водные объекты. Возможно даже бассейны с минеральной водой, как в Аушигере. Еще больше зон отдыха и развлечения горожан и гостей. Возрождение славы города как одного из лучших курортов страны, благодаря реконструкции имеющихся и строительству новых курортно-санаторных объектов и как следствие обеспечение притока туристов. Но, конечно, всё это требует привлечения огромных инвестиций и определенного времени.
– Как обычно проводите свой досуг?
– Раньше чаще удавалось встречаться с друзьями, заниматься спортом. Играли в мини-футбол, плавали в бассейне, имелась возможность посещать оздоровительные тренажерные залы. Сейчас на всё это времени нет. Выходные дни чаще всего провожу с семьей. Дома играем в настольный теннис, шахматы и шашки. Стараемся с детьми выбираться в наш замечательный городской парк для прогулок. Но сейчас там, конечно, не погуляешь.
– Как переживаете режим самоизоляции?
– Моя семья находится дома в режиме самоизоляции. Я работаю, так как сейчас очень важно обеспечить бесперебойную деятельность министерства, связанную с приемом, регистрацией и оформлением прав на срочно вводимые объекты медицинского назначения для организации дополнительных коечных мест. Это и аппараты ИВЛ, и другие основные средства, которыми оснащаются новые корпуса. Министерство является разработчиком и исполнителем ряда постановлений Правительства республики по вопросам оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим помещения в зданиях госсобственности, в части предоставления отсрочек от их уплаты и снижения платы за их аренду, а также оказания помощи организациям госсектора, наиболее пострадавшим от введения режимов, связанных с пандемией.
Хочется надеяться, что эта напасть как можно быстрее минует нас, и мы в ближайшее время вернемся к мирной, созидательной жизни.
Беседовала Марьяна Кочесокова