Нальчик

Работа над роботами

В эти дни в КБГУ проходит ежегодная, шестая по счету, олимпиада среди школьников по мехатронике и робототехнике. В этот раз по понятным причинам провести олимпиаду в обычном режиме, очно, не представилось возможным. Дистанционный формат не самый лучший для этого направления, но и не самый худший. Вся информация публикуется на официальной странице кафедры мехатроники и робототехники в Инстаграм (https://www.instagram.com/kafedra_mechatronics_robotics/). Вскоре здесь появятся короткие видеоролики, на которых дети представляют свои проекты. А между тем, мы побеседовали с доцентом кафедры Зауром Калажоковым.

– Заур Хамидбиевич, олимпиада называется «Прорыв в роботронию-2020». У нас действительно есть прорыв в этом направлении или просто, чтобы «громко звучало»?
– Вообще, робототехника тесно связана с несколькими развивающимися в последнее время технологиями, начиная от программирования микроконтроллеров и заканчивая технологиями искусственного интеллекта. Это все передовые области знаний и исследований и, полагаю, главные прорывы в этой области еще не свершились. Может, именно эти талантливые школьники, которые сейчас представляют свои проекты на подобных олимпиадах, и станут теми самыми авторами новых открытий и действительно в будущем совершат прорыв.
В настоящее время в республике наблюдается рост интереса к роботам. И приятно отметить, что в школах открываются кружки робототехники. Все знают «Солнечный город», «Антарес», который недавно начал работу, есть и другие детские центры в республике, где дети учатся под руководством заинтересованных преподавателей, со многими из них мы знакомы. В этих центрах имеются достаточно серьезные обучающие робототехнические наборы. Особенно приятно удивил «Антарес», где представлены такие наборы, с которыми, чтобы разобраться, надо обладать хорошими знаниями в области робототехники и программирования. Было бы желание, пространство для развития есть.
В прошлом году на олимпиаде были представлены довольно интересные проекты, в том числе и в таких достаточно сложных областях, как машинное обучение, искусственный интеллект. В целом детям помладше интересна соревновательная сторона, они любят поединки «роботов-сумоистов», когда два робота пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Ребята постарше предпочитают умных роботов, выполняющих более сложные задачи, например, мне запомнилась модель робота-поливальщика.
Если занятия робототехникой перейдут из праздного увлечения в серьезное, то это поможет школьникам реализоваться в жизни в направлении, за которым будущее развития общества. Нам никуда уже не деться от развития робототехники.
– Как менялось ваше личное представление о роботе?
– В детстве в моем представлении роботом было такое человекоподобное создание, которого мы помним из фильмов, например, про Электроника или Терминатора.
Со временем это представление, конечно, изменилось. Под роботом понимается любой механизм, наделенный способностью принимать разумные решения в зависимости от обстоятельств, который решает какие-то задачи вместо человека, помогая ему и облегчая труд. Вообще, мир роботов довольно разнообразен, есть роботы-манипуляторы, сейчас очень популярны коллаборативные роботы, которые работают на производстве рядом с человеком; развиваются образовательная робототехника, военная робототехника, роботы проникают во многие другие сферы жизни.
Мир меняется с огромной скоростью, необходимо успеть прыгнуть в этот поезд, иначе можно оказаться на обочине цивилизации. На рынке искусственного интеллекта США и Китай борются за первенство, остальные страны кто подтягивается, кто отстает. Наша страна, к сожалению, пока что отстает, необходимо подтягиваться и побыстрее. Робототехника набирает обороты, и мы еще увидим, как изменится мир буквально за пару десятков лет.
– Кафедра мехатроники и робототехники КБГУ довольно молодая…
– Она была создана в 2014 году, но первый набор по специальности «Роботы и робототехнические системы» состоялся несколько ранее. Благодаря бывшему ректору КБГУ Барасби Сулеймановичу Карамурзову были закуплены роботы-манипуляторы известной фирмы Kuka, которые есть на базе кафедры и сейчас используются в образовательном процессе.
– Если представить футуристический Нальчик, то какой он? Будет место роботу, скажем, в театре, музее, художественных мастерских?
– Более вероятное, что мы увидим в Нальчике в обозримом будущем – это автомобили на автопилоте. Эта область стремительно развивается, и думаю, как и во всем мире, такая реальность не за горами. Насчет других новшеств не хочу загадывать, посмотрим, что будет.
Некоторое увеличение технизации общества неизбежно в любом случае. Для меня мир будущего – это мир, в котором люди могут жить в гармонии с природой, в котором развитие техники служит лишь для улучшения качества жизни и соблюдения прав людей, но ни в коем случае не цель сама по себе. Общество изменится, и роботы найдут свою нишу, заменят человека на рутинной работе, где не требуется необходимости в присутствии человека. Но робот в любом случае не должен заменять человека везде и не сможет, особенно это сложно в таких областях человеческой деятельности, где на первом месте стоят чувства, креативность, творчество. Есть программы, которые пишут музыку или книги, но, честно говоря, я бы не поставил их способности наравне с человеческими. Это лишь хорошо обученные машины.
– Сейчас много говорят о неизбежных кризисах, связанных с роботизацией общества. Например, о появлении класса «бессмысленных» людей, которых заменили в профессии машины…
– Определенно роботизация общества и развитие искусственного интеллекта не оставит мир прежним, многое изменится. Многие рабочие места и профессии займут роботы, но, с другой стороны, появятся и новые профессии, которых раньше не было. Но излишне драматизировать не стоит. Технический прогресс – это всего лишь инструмент, а как его использовать уже зависит от самого общества. У любого новшества есть и негативная сторона, и положительная. Нужен просто здравый подход. Здоровое общество лишь улучшится от развития прогресса.

* * *
Пока в Нальчике школьники делают лишь первые шаги, удивляют события страны и мира. Создан робот, похожий на Пушкина, и робот, разговаривающий голосом Смоктуновского. В Пекине состоялся концерт роботов, а в Сингапуре андроиды-лебеди проверяют качество воды. Современный японский театр показал андроид-версию спектакля «Три сестры» по Чехову, а в Театре наций – моноспектакль в исполнении робота. И этой весной Арнольд Шварценеггер подал в суд на российскую компанию, которая создала робота-двойника, посчитав использование своего образа неправомерным.
Марьяна
Кочесокова