Нальчик

«Каждый человек имеет право быть самим собой»

1 июня, отмечаемый как Международный день защиты детей и Всемирный день родителей, корреспондент нашей газеты побеседовал с лектором-музыковедом Кабардино-Балкарской госфилармонии, бессменной ведущей Международного фестиваля симфонической музыки им. Ю.Х. Темирканова Оксаной Зашакуевой. Минувшей весной она стала мамой.

– Оксана Хазритовна, получается, ваш сын родился в новом мире. По крайней мере, социологи утверждают, что мир прежним уже не станет… Как переживаете режим самоизоляции?
– Режим самоизоляции пережить оказалось не так сложно. Признаюсь, даже после гиперактивного режима на работе мне не хотелось уходить в декрет. Я была полна энергии, и мое «интересное положение» не мешало заниматься любимым делом – творчеством в родном коллективе, занятиями со студентами и так далее. Но, осознав неизбежность ситуации, пришлось стать домоседом. Это совсем мне не свойственно, но труда не составило.
Отнеслась со всей ответственностью к сложному эпидемиологическому режиму в стране, соблюдала и продолжаю соблюдать все нормы защиты. К тому же, чувство ответственности за двоих вселяет некую долю тревожности.
Больше всего было волнительно, в каком режиме произойдет долгожданное событие. И конечно, похвастаться спокойной подготовкой, ремонтом детской комнаты в удовольствие я не могу. Все торговые точки были закрыты, а в режиме онлайн-продаж найти даже предметы первой необходимости для мамы и ребенка было крайне сложно. Этот период подготовки мне напомнил рассказы моих старших о сложном времени 90-х, времени дефицита всего. Это, конечно, морально отягощало.
Не теряя надежды на улучшение эпидемиологической ситуации, терпеливо дожидались окончания режима самоизоляции. Но так и не дождались! Теперь я с полной уверенностью могу сказать, что мой ребенок рожден в новую эпоху!
Пока не совсем точно могу определить ее название…. Но надежда на лучшее будущее не покидает меня. Говорят, новая эпоха грозит глобальными изменениями в законодательстве, а также полным электронным синхронизированием данных о каждом человеке. Я не люблю опираться на предположения, но могу точно сказать: жизнь должна быть, как прежде, свободной. У людей должна быть уверенность в завтрашнем дне, социальная защищённость, гарантии от государства.
– Что для вас важнее в деле воспитания?
– Научить ответственности и самостоятельности. Конечно, каждый родитель желает максимально обеспечить своих детей вниманием, позаботиться о его будущем (образовании, работе и т.д.) и даже бытовые потребности (обуть, одеть, накормить, подготовить поделки в садик) требуют много сил. Все это хочется сделать качественно, на высшем уровне.
С первых дней жизни стараемся одевать только в натуральные дышащие ткани, кормить натуральными полезными продуктами, слушать классическую музыку для лучшего развития психо-эмоционального состояния, далее уже подготовить комфортные условия для жизни и работы. Так, из цепочки, казалось бы, простых вещей мы приходим к выводу: главное – это качество жизни. А качество достигается непосильным трудом, ответственностью, трудолюбием, усидчивостью, самостоятельностью. Когда ребенок начинает понимать цену человеческому труду, тогда начинается становление его морально-волевых качеств.
– А вы сами по жизни только классическую музыку слушаете?
– Меня всегда ставил в тупик вопрос «ваша любимая музыка?» У меня нет пристрастий к чему-либо, будь то музыка, фильмы или еда. Я сторонник мнения «Все хорошо в меру».
Если классика, то музыка Баха (эпоха барокко оставила много достойных имён в искусстве, но творчество Баха стоит неким особняком, его глубина мысли, гармонический и мелодический язык очень мне близки. Получаешь духовное раскрепощение. И музыка композиторов эпохи романтизма (Рахманинов, Брамс).
Если современная эстрада, то это весьма ограниченный круг хитовых песен.
Если это фильмы, то предпочтительно в жанре комедии или приключений, или геройских подвигов (да, я верю в силу добра!). А драм, уныния и переживаний хватает и в жизни, ни к чему дополнительно себя огорчать.
– Этот вопрос, наверное, должен был быть первым: какое имя дали сыну?
– Признаюсь, долгое время в личном топ-чарте женских имён верхнюю строчку прочно занимало имя Оксана. Я думала, как же тогда назвать дочь, если нравится только свое имя. На сегодняшний день ситуация немного изменилась, этот список, наконец, пополнился прекрасным звучным нежным именем. Каким именно – пока секрет. Надеюсь, в скором времени, Всевышний подарит нам и дочку. Этой весной родился богатырь-сыночек. Назвали Альберт. При выборе имени учитывали созвучность с отчеством. Нам с мужем как музыкальной семье показалось очень гармонично и мелодично звучит. Конечно не на последнем месте было и значение имени. Европейское имя Альберт означает «благородный блеск». Надеемся малыш вырастит настоящим мужчиной, благородным, честным, смелым.
– Имя Оксана означает «гостеприимная». Гостеприимны?
– Гостей очень люблю, люблю хлопотать на кухне, люблю ожидание гостей и, конечно, очень приятно видеть довольных и сытых гостей, приятно проводить время в кругу близких сердцу друзей, но, как и у всех, у меня бывают периоды, когда хочется уединения.
– Но плюс постоянные концерты, главным из которых является ежегодный фестиваль симфонической музыки им Ю. Темирканова…
– Этот фестиваль – настоящий подарок судьбы. Во-первых, это замечательная возможность насладиться выступлением артистов мирового уровня, во-вторых, для меня это бесценный опыт общения и работы с ними.
Как вы знаете, один сезон включает 5 концертных вечеров, где, по традиции, Симфонический оркестр Кабардино-Балкарской госфилармонии завершает фестиваль своим выступлением. Вот уже 8 лет мы имеем возможность посещать концерты мастеров из Италии, Германии, Австрии, Аргентины, разумеется, и лучших российских исполнителей тоже. Для меня также это колоссальный опыт общения с музыкантами высокого уровня. Опыт плюс сотрудничество я бы сказала, потому что многие из артистов открыты к общению, добродушно, охотно соглашались дать урок. Так, например, Виктор Ямпольский — пианист в составе Трио им. Рахманинова (Москва) неоднократно меня консультировал, не жалея ни своего времени, ни сил, ни сна. Однажды, будучи студенткой, я готовилась на конкурс, этот период совпал с приездом Виктора на фестиваль в Нальчик. Несмотря на плотный гастрольный график, Виктор провел со мной консультационный урок в 7 утра. Это было довольно экстремально, ведь вечером того же дня должно было состояться выступление Трио им. Рахманинова. Кстати говоря, с первых лет проведения фестиваля я ещё и неизменная помощница Виктора на сцене. Теперь он лично звонит и говорит, какого рода нужна помощь для проведения концертов. Солистка-вокалистка театра La Scala Сильвия Мапелли также провела мастер-класс: как нужно исполнять произведения итальянских композиторов (по образу, штрихам, темпу и т.д.), Сержио Дельмастро (кларнет) также обратил внимание на детали произведений, написанных в эпоху классицизма. Со многими артистами мы также поддерживаем общение, делимся творческими планами и достижениями.
Весьма радует, что с каждым годом возрастает число слушателей и любителей классической музыки, в том числе и молодежь, которая стала чаще посещать наши концерты. Это, безусловно, очень хорошая тенденция. Приобщаясь с высокому искусству, человек получает эстетическое удовольствие, получает пищу для размышления, обогащается духовно.
– Когда впервые вышли на сцену?
– Моя творческая карьера началась почти с пелёнок. В возрасте 4-5 лет мама брала меня с собой на концерты. В то время мама работала вместе со Светланой Богатыжевой, с Натальей Гасташевой, Махмудом Текуевым, песни которого я выучила наизусть и вскоре выступала с ним на сцене. Это был мой звездный час, вначале я пела на руках Махмуда Текуева, но затем это становилось сложнее, в итоге меня ставили на стульчик. На концертах в детских лагерях я была гвоздь программы.
Моя творческая активность продолжилась в 1 классе. Как мне рассказали родители, однажды вечером я поставила их перед фактом: «Папа, мама, я записалась на национальные танцы, поэтому будете водить меня два раза в неделю!» Я была довольно серьезная “девушка” с самого детства.
Далее меня записали в музыкальную школу для общего развития в класс фортепиано, кстати говоря довольно поздно (по возрасту) я начала обучение в музыкальной школе. Мне же этого было недостаточно! Параллельно я ещё посещала уроки игры на кавказской гармонике. Азы исполнения остались до сих пор в памяти и в пальцах. Видимо, гены не спрячешь (смеется). Музыка полностью овладела моими интересами, начались первые концерты, первые конкурсы, первые победы… И танцы, и фортепиано, и гармоника – все шло одновременно, захватывающе, интересно. Так и начался мой путь музыканта.
Сейчас, вспоминая свое детство, я наконец поняла природу своего универсального умения заниматься творчеством всегда и везде. Ведь, так было с самого детства, я постоянно чем-то была занята, и сейчас, уже официально работая, я не представляю жизнь иначе: круглогодичный калейдоскоп концертов.
– Вы ещё и ведущая свадебных церемоний. Какой формат проведения торжеств вам ближе?
– С недавних времен свадебные мероприятия стали ещё одним из моих любимых дел. Мне очень приятно быть причастной к этому волнительному событию – рождению молодой семьи. Я прилагаю максимум усилий, чтобы создать настоящую сказку, о которой мечтают все девочки. Мне ближе европейский формат проведения свадебных церемоний. Каждая пара для меня уникальна. Предлагая тот или иной сценарий проведения торжества, я учитываю индивидуальные особенности (история знакомства, памятные события) и пожелания этой пары. Очень приятно видеть счастливые лица молодых, открыть дверь в новую жизнь, и, конечно, спустя энное время приятно узнавать, что счастья стало больше с рождением детей.
– Что вам нравится и не нравится в сфере культуры современного Нальчика?
– Если дать мне волю высказывать все, что мне не нравится, то это будет отдельная статья. Положительно отношусь к новым творческим проектам, которые проходят в родном городе. Идея всегда должна быть оправдана и нужны средства ее реализации. Когда эти параметры в адекватном соотношении, то получается профессиональная работа. А когда все ограничивается любительским делом, это не вызывает у меня ничего, кроме равнодушия.
Сейчас стараются быть модными, следовать советам интернет-блогеров, а они, в свою очередь, гонятся за популярностью. Очень не люблю, когда способ набирания популярности граничит с неприличием, пошлостью, грубостью, бестактностью, вульгарностью. И самое ужасное – находятся толпы людей, которые им подражают, которые напрочь теряют уверенность в себе и свое мнение. Хочется всем сказать, что каждый уникален, имеет право быть собой, выбирать свою тропинку в жизни, не становиться чьей-то копией, чьей-то марионеткой. Главное, не терять желание и способность развивать себя.
В общем, не люблю я о плохом. Даже в Инстаграме у себя довольно редко изливаю негатив, только если из серии «накипело».
Беседовала Марьяна Кочесокова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *