Нальчик

Казбек Гетериев: «Серьезно играть в футбол я начал уже после армии!»

Возвращение Казбека Гетериева в нальчикский «Спартак» оживило интерес к родной команде. Тем более, что за время вынужденного простоя болельщики соскучились по всему, связанному с этой народной игрой.
Начать интервью я планировал со следующего посыла: «Понятно, зачем Гетериев «Спартаку», а зачем «Спартак» Гетериеву?» А для оживления беседы привел цитату их старого советского фильма «Укротительница тигров». Заменив персонаж Каземира Алмазова на своего собеседника, я заявил: «Гетериев – это опыт, это мастерство. Это касса!» Но получил не ту реакцию, которую ожидал. Сразу понял, что Казбек не смотрел этот фильм. Наглядно убедился, что футбольный ветеран – это совсем не обязательно старый человек. Пришлось делать корректировку.

— Казбек, какова цель твоего возвращения?
— Во-первых, помочь команде в решении тех задач, которые перед ней поставило руководство республики. Во-вторых, я видел, что собирается очень приличная компания, способная штурмовать серьезные высоты. И, в-третьих, это семья. Пока я где-то мотался, дети подрастали. Нужно успеть дать отцовское воспитание и душевное тепло. Я безумно соскучился и по ним, и по супруге.
— Сколько у тебя детей?
— Двое – дочка восьми лет и сын, ему два годика.
— Твоим друзьям легко – принес пацанчику футбольный мячик, и все довольны.
— Именно так и получается.
— А как ты прокомментируешь такие разговоры: мол, Гетериев вернулся «умирать» — чисто в футбольном понимании?
— Глупости. Я в себе силы чувствую. И готов играть на благо клуба.
— Помню момент. Перед одним из матчев в подтрибунном помещении стадиона разминались две команды. К Али Алчагирову подошел Сергей Горлукович со словами: «Алик, ты еще не закончил?» Хотя сам старше его на 5 лет! Замечено, что, чем позже человек приходит в профессиональный футбол, тем позже заканчивает. У нас перед глазами наглядный пример – Басир Наурузов. Твои ровесники уже «рулят» клубами и федерациями, а ты все еще бегаешь.
— Я действительно начал поздно – уже после армии. Нельзя сказать, что предпосылок заиграть раньше не было. Но просто ни в Баксаненке, где я родился, ни в Пролетарке, куда потом переехал, не было футбольной школы. Мы, конечно, играли от зари до зари, побросаем портфели вместо штанг и вперед. А вот серьезного футбольного образования я не получил.
— В нальчикском «Спартаке» до твоего возвращения главным ветераном был вратарь Борис Шогенов. Некоторые игроки команды ему в сыновья годятся. А ты еще старше – впору говорить об умозрительных внуках. Если не секрет, как тебя партнеры на тренировках называют? Хазизович?
— До отчества, к счастью, не дошло. Кто-то называет Казбеком, кто-то – Казиком. Кому как удобно.
— Давай проведем мини-тест. Сможешь вспомнить все профессиональные клубы, цвета которых защищал?
— Начинал в команде «Буревестник» из города Шахты. Это была университетская команда. В ее составе я вместе с Асланом Дышековым даже слетал на игры в ирландский Дублин. Потом был нальчикский «Спартак» — лучшие годы моей футбольной карьеры. Потом сочинская «Жемчужина», владикавказская «Алания». На этом мой российский этап карьеры закончился, начался казахский или казахстанский этап – не знаю, как правильно. Здесь поиграл за «Кайрат» из Алма-Аты, «Ордабасы» из Талды-Кургана, «Кайсар» из Кызыл-Орды, «Иртыш» из Павлодара, «Каспий» из Актау, «Кызылташ» из Бахчисарая. И теперь вернулся.
— Круг замкнулся?
— Думаю, да.
— А почему именно Казахстан? Чем он в футбольном плане лучше, чем, к примеру, Украина или Белоруссия?
— Я еще играл за нальчикский «Спартак», когда поступило предложение выступать за сборную Казахстана.
— Но, давая согласие на это, ты перечеркивал все шансы на сборную России.
— В те годы прорваться в российскую сборную (она, между прочим, завоевала бронзу на Евро-2008) было нереально. Так что, особых колебаний не было. А задержался там из-за новых футбольных законов. Я получил гражданство Казахстана, и в России я уже считался легионером. И попасть в топ-клуб, не будучи россиянином, стала практически невозможно.
— А что сейчас изменилось?
— Сейчас по регламенту РФС граждане Евразийского сообщества (Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия) легионерами не считаются. Его планировали принять в начале года, но только сейчас все оформлено. Если бы этого закона не было, я не смог бы играть за Нальчик, так как во второй лиге легионеры не имеют права выступать.
— Вспомним сборную Казахстана. С кем играли?
— Довелось даже участвовать в отборе европейского и мирового чемпионатов. Среди соперников – Германия, Турция, Австрия, Голландия…
— Они на самом деле футбольные небожители, как про них рассказывают?
— Когда выходишь на забитый под завязку стотысячный стадион, ты не слышишь болельщиков, забываешь, против кого играешь. Но хочу вспомнить один эпизод. Играли в Германии. После игры меня и еще одного партнера вызвали на допинг-контроль. А от немецкой команды пригласили Бастиана Швайнштайгера и Томаса Мюллера. Когда мы пришли, нам доктора говорят: «Открывайте холодильник, пейте жидкость, готовьтесь». В холодильнике – пиво, кола, вода, соки. Мы же умные – налили себя колу. Выпили, ждем процесс. Сидели минут сорок. Тут появляются Швайнштайгер с Мюллером. Накатили по две бутылки пива. Глянул я на них со стороны. Ноги у них… Правильно говорят, что немцы – это футбольные машины.
— Какие твои предпочтения – игрок, клуб, сборная?
— Я не буду, как все, выбирать между Месси и Криштиану Роналду. Мне нравится Месут Озил из сборной Германии (сейчас игрок лондонского «Арсенала»). Он особо не напрягается, но когда включается максимально, его остановить практически невозможно. Из российских игроков выбор остановлю на Игоре Смольникове. Я с ним под руководством Станислава Черчесова играл в «Жемчужине». И представь, какой прогресс – дорос до сборной страны и команды-чемпиона.
Из клубов нравятся голландский «Аякс» и, если не брать в расчет «Спартак-Нальчик», то питерский «Зенит». Из сборных мне симпатична голландская команда. Нравится, как у них безболезненно проходит переход от старости к молодости.
— Сейчас стало модным составлять всякие символические сборные. Я предлагаю тебе виртуально создать две команды. Одна из игроков, с которыми ты выступал в одной команде. А вторая из игроков, против которых играл.
— Команда из партнеров. В воротах – Дмитрий Хомич. Я с ним и в Нальчике поиграл, и в Казахстане. В обороне слева – Смольников, у которого кажется 10 сердец. В центре защиты – грузин Александр Амисулашвили и черногорец Миодраг Джудович. Справа – Володя Кисенков.
В центре полузащиты – Аслан Машуков, Роман Концедалов и Виктор Файзулин. Крайние полузащитники – Гогита Гогуа (куда без него), и Олег Самсонов. И хочу назвать двух форвардов (пусть 12 человек в команде) – это Давид Сирадзе и Рустем Калимуллин.
Во второй команде в воротах однозначно немец Мануэль Нойер. Супер-вратарь, а как он играет ногами… Правый защитник немец Филипп Лам, в центре Самат Смаков (сборная Казахстана) и норвежский игрок. Зовут Лаша, фамилию не помню. Слева Кирилл Шестаков. В центре полузащиты бельгиец Маруан Феллайни, по краям – голландец Арьер Роббен и немец Месут Озил. Под нападающими немец Швайштайгер. А единственный нападающий — швед Златан Ибрапгимович.
— А разве ты против него играл?
— Нет. Просто очень хочу его в свою сборную. Это форвард от Бога.
— Сейчас в нашей команде очень много центральных полузащитников. Ты уверен, что сможешь гарантировать себе место в основном составе?
— Здоровая конкуренция еще никому не мешала. Это дополнительный стимул.
— Мы уже привыкли, что седьмой номер нальчикского «Спартака» ассоциируется с Гогитой Гогуа, 15 – с Машуковым, 20 – с Джудовичем… Тебя мы привыкли видеть под 33-м номером. Для тебя магия цифр существует? Если 33-й номер будет уже занят, это станет проблемой?
— Для меня все хорошее связано с цифрой 3. Поэтому в номере должна быть тройка – 13, 23, 43. А уж если сразу две тройки, то это космос. Надеюсь, споров по этому поводу не будет.
— Что ты накануне сезона пожелал бы болельщикам?
— Я понимаю, что заполняемость стадиона напрямую будет связано с нашей игрой. Мы будем стараться, а вы поддержите нас. Вместе мы сила!
Беседовал Виктор Шекемов

P.S. 30 июня Казбеку Гетериеву исполнилось 35 лет. Благодаря этому он получает право официально выступать за команды ветеранов. Но ЗАЧЕМ?
Он еще может очень достойно играть в соревнованиях без возрастного ценза. Желание у него есть, мастерство и опыт тоже. Главное – чтобы всегда было крепкое здоровье (точнее, не было травм) и доверие тренеров.