Нальчик

Ангелина Чайковская: «Каждый может достигнуть всего, чего хочет»

 

На Западе, как известно, люди любят ходить к психологам. Благодаря голливудским фильмам у нас сложилось чёткое представление о том, как это происходит: человек приходит к мозгоправу, усаживается в удобное креслице и начинает рассказывать о делах насущных. При этом доподлинно известно, что такое незатейливое развлечение влетает словоохотливым пациентам в копеечку. Для среднестатистического россиянина это совершенно бестолковая трата денег и времени, ведь сосед по лестничной клетке, в очереди к терапевту или по креслу в общественном транспорте может вполне себе успешно сослужить такую службу, притом совершенно бесплатно. Но психолог — это не только и не столько платные уши и мягкая жилетка. Развеять некоторые мифы нам помогла героиня этой публикации — психолог, арт-терапевт и тренер творческого мышления Ангелина Чайковская. Ангелина пришла в психологию на заре её популяризации в нашей стране. Сегодня она пользуется передовыми методами и инструментами психологии, которые в свое время помогли ей найти гармонию в собственной жизни.

— Как психолог с классическим образованием пришел к нейрографике? — Начну сначала. В психологию я пришла, как и многие другие, ведомая собственными проблемами. В своё время, в юности, меня начали волновать вопросы, ответы на которые я не могла найти самостоятельно. Почему люди формируют ту жизнь, которую имеют? Почему одни болеют, а другие живут здоровой, полноценной жизнью? По- чему одни живут долго, в то время как другие рано умирают? Мне нужно было понять для себя, как быть счастливой, успешной, зарабатывать деньги, выстраивать отношения с окружающим миром. Почему мне говорят, что и как правильно, а вся моя при- рода сопротивляется этим правилам. Существовало много вещей, которые мне были совершенно непонятны. Первое мое профессиональное образование — художник-дизайнер. Мне легко и просто быть в одиночестве и заниматься творчеством. Но я пони- мала, что для того, чтобы реализовать это творчество, нужно выстраивать от- ношения с социумом. Другая причина — ряд трагических событий, которые пришлось пережить в молодости. Я искала причину — «почему». Причина оказалась в нас самих. В нашем образе мышления. В задачах, которые мы должны решать. Но есть одна проблема — классическая психология обращена в прошлое. То есть в прошлом у человека произошло что- то, что создает проблемы сейчас. Она не дает ответ на вопрос: «А как жить сегодня и завтра, чтобы не повторять ошибок прошлого?». Я начала поиски возможностей жизни в гармонии с собой и этим миром. Эти поиски привели меня к арт-терапии — нейрографике. Было даже немного обидно, что это изобрела не я, ведь в нейрографике совмещаются две мои страсти — рисование и психология. Это уникальный инструмент, позволяющий снимать любые страхи и навязчивые идеи, любые тревожности, обиды и разочарования. Это простой способ раз- мышления на сложные темы. Когда я смогла помочь себе, я начала помогать другим людям. Это произошло так естественно. — Как это происходит? Я имею ввиду сеанс нейрографики. Не каждый ведь может и любит рисовать. — Чтобы освоить нейрографику, не нужно обладать художественными навыками. Здесь используются всего три фигуры — круг, треугольник, квадрат — и линии, их соединяющие. Располагать и соединять фигуры можно по-разному, нет заданного плана или четких правил. Задача — отразить на бумаге то, что волнует, заботит, и «проработать» это. Задать вопрос и получить на него ответ. Представьте, перед вами чистый лист бумаги. На нем вы рисуете основные фигуры и соединяете их. Все острые углы скругляете, делаете линии максимально плавными. Острые углы — это конфликтные области, отрицательные переживания, агрессия, обида, злость. Скругляя их, мы вносим гармонию и в рисунок, и в свои чувства, постепенно от негативных эмоций переходя к успокоению. Работа здесь происходит на трех уровнях: в процессе рисования через кончики пальцев осуществляется связь с мозгом. Когда рисунок окончен, в мозг поступает сигнал, что все хорошо, все сложилось красиво. Здесь работает принцип тренажера-симулятора: справившись с какой-то ситуацией в режиме тренировки, мозг и тело справятся с ней и в реальности. Научившись сгла- живать конфликтные углы на бумаге, наша психика сможет делать это и в жизни. Творчество переключает наши эмоции с негативных на положительные. Мы находимся в состоянии расслабления и удовольствия. Мы осваиваем навык творца, который можем применить к чему угодно. Детская нейрографика — это, в первую очередь, психокоррекция. Она направлена на восстановление психоэмоционального фона. Дети тоже переживают, испытывают стрессы, кризисные моменты. Через творчество они могут выйти из этого состояния, а также развить внимание и моторику. — Среди прочего вы занимаетесь развитием творческого мышления. Как это можно применить в жизни будучи человеком нетворческой профессии? — Чтобы что-то в жизни появилось, человеку нужно это придумать. Если у нас в голове нет идеи, то и в нашей жизни это не появится. Творческое мышление позволяет визуализировать желаемое. Мы творим мысли и эмоции, которые создают нашу реальность. Это естественный потенциал творца — Бога, который заложен в нас с рождения, но многие об этом не подозревают. Если начать развивать творческое мышление с детства, то формируется человек, который мыслит так: «Я могу позволить себе придумать и создать все, что угодно». Творчество рождает эмоции, эмоции управляют сознанием, сознание формирует жизнь. Взрослому это помогает найти пути рушения старых задач. Позволяет управлять жизненными процессами легко и с удовольствием. Бывает возникают определенные критерии и потребности, если человек не находит их в окружающем мире, он ищет возможность как это организовать себе самому — это и есть творческое мышление. — Благодаря фильмам мы знаем, как проходит прием классического психолога. Но как это происходит у вас, ведь вы используете нестандартные современные методы. — Есть нечто универсальное, с чего все начинается. У каждого человека изначально должен быть запрос: чего он хочет и что нужно изменить. Где и в какой момент жизни произошла ситуация, которая причинила боль, которая не пускает его в радость. Существует ряд инструментов, которые дают возможность осознать то, что есть внутри человека, и изменить то, что работает неправильно. Но, к сожалению, бывает люди сами не хотят выбираться из сложившейся ситуации. Как-то ко мне пришли две девушки. У одной из них были серьезные проблемы во взаимоотношениях с матерью, которая была чрезмерно деспотичной, давила на нее, не давая жить собственной жизнью. Её подруга, желая помочь, оплатила прием и привела ко мне. Но та не хотела верить, что что- то вообще возможно изменить, убедив себя в том, что власть матери настолько сильна, а сама она настолько слаба, чтобы противостоять ей. Она просто за- стряла в жалости к себе и даже не хоте- ла пытаться что-то поменять. Её подруга, у которой не было никаких ожиданий и предубеждений, напротив, легко и с интересом вовлеклась в процесс творчества. У меня есть упражнение — «стержень личности», которое помогает узнать, из каких побуждений человек действует — из внутреннего ребенка, взрослого или родителя. В процессе выполнения она увидела себя со стороны, как она себя за все ругает. И в этот момент поняла, что у нее нет возможности найти себе хорошую работу (на тот момент она год сидела без заработка) и сделать жизнь лучше, потому что она сама себе этого не позволяла: «Если я плохая, я не заслуживаю хорошую работу». Она меч- тала уехать в Москву, найти профессиональное применение и устроить личную жизнь. Что вы думаете? Через три недели она уже была в Москве и воплощала все свои мечты. Сейчас у нее все отлично. Или же другой пример девушки, у которой не складывалась личная жизнь, а работа отнимала все время. На деле она хотела иметь хороший стабильный доход и много свободного времени, чтобы путешествовать. Еще хотела выйти замуж и жить за границей. На наших занятиях она заложила алгоритм желаемых событий. В течение года после этого, она начала осуществлять свои желания — она нашла работу по удалёнке, много путешествовала, у нее появилось сразу три европейских жениха в трех разных странах. Все это она заложила себе сама. — Получается, мы сами программируем себя на удачу? — Понимаете, каждый может достигнуть всего, чего хочет. Представьте, если человек хочет в туалет, он никогда не будет рассуждать на эту тему: «А вдруг не получится?», «А вдруг мне не позволят?» и т. д. Это ведь абсурд. Так и со всем остальным в жизни. Человеку свойственно придумывать сложности, которые мешают ему жить той жизнью, которой хочется. Ведь это легче, чем брать на себя ответственность за свою жизнь и добиваться желаемого.

Беседовала Таира Мамедова