Нальчик

Среда ускоренного развития

Если вы хотели стать балериной, но у вас не получилось, велика вероятность того, что вы отправите своего ребенка в детскую балетную студию. Так устроены люди: пытаются реализовать свои нереализованные амбиции за счёт своих чад. В Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей «Антарес» против такого подхода. «Нужно давать ребёнку возможность самому хотеть что-то. У него должны быть свои увлечения, а не увлечения родителей», – считает замруководителя центра Тамара Айбазова.

«Антарес» находится в курортной зоне Нальчика, на улице Пирогова, и образовательные смены проходят здесь, как отдых. Как бы громко ни звучало, это инновационная образовательная среда ускоренного развития способностей детей. Образовательные программы центра не дублируют школьную программу, а расширяют и углубляют знания, поэтому методисты центра не конкуренты, а помощники школьным учителям. В сменах участвуют школьники 5-11 классов. Сюда попадают дети, представившие собственный (индивидуальный или командный) проект, победители и призеры предметных олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей, спортивных соревнований, а также по результатам конкурсного отбора, проводимого в самом «Антаресе»». Участие в сменах бесплатно.

Здесь не навязывают знания, не заставляют выбирать профессию. Радость новых открытий – основной мотиватор. Айбазова говорит: «Может быть, это советская модель образования до сих пор заставляет большинство людей следовать установке – выбрать профессию раз и навсегда. И сделать выбор уже в школе. Отработать всю жизнь на одном предприятии – прийти мастером и уйти оттуда, в крайнем случае, начальником отдела. Эта модель уже не работает. Молодым людям важно научиться быть гибкими, потому что впоследствии им, возможно, не раз придётся перенастраиваться, иногда совершенно кардинально менять род деятельности. Выучился на химика, а продаешь гамбургеры. Причем последнее может доставлять человеку больше удовольствия и приносить больше прибыли. Мы не можем давать советы по части выбора профессии. Пусть человек учится тому, к чему у него больше душа лежит на данном этапе жизни». Хусейн Гузиев, методист центра: – Мы не были такими, эти дети отличаются от нас. У современных школьников есть доступ, причем быстрый доступ, к самой актуальной информации в самых разных областях знаний. Казалось бы, это обилие информации сбивает их с толку, но на самом деле нет. Дети, попадающие в «Антарес», избирательны. Если в первое время для них телефон был интересен лишь как средство для отправки эсэмэски, а потом только для того, чтобы в игры поиграть, то сейчас для них интереснее образовательные порталы, познавательные приложения. У молодого поколения развивается совершенно другой тип сознания. Они начинают чувствовать себя частью более интересного мира, большего, чем одна комната. Так, наши воспитанники попадают на всероссийский конкурс «Большие вызовы», в проведении которого задействованы серьезные организации, такие, как МГУ, Сеченовский университет, крупные фармацевтические компании. А это уже билет в будущее. Проекты представляют самые разные. К примеру, одна работа была посвящена радиационному фону Нальчика, вторая – мохообразным КабардиноБалкарии.

Есть у нас мальчик, который создал станок для производства этикетки. Он обходится дешевле заводских, менее шумный и менее энергоемкий. Алий Шокаров, замруководителя по учебной части: – Одно из перспективных направлений образования на сегодня – это робототехника. И самая современная лаборатория по робототехнике в республике находится в нашем центре. Здесь представлены роботы различных уровней. Самый легкий уровень – всем известный Lego, для детей первого класса. В пятом классе можно иметь дело, например, с роботами-сумоистами. Более серьезный уровень – когда роботы выполняют Среда ускоренного развития какие-то действия, манипуляции. Эта область представляет интерес особенно для медицины, в частности – протезирования. Есть у нас неписанное правило — на всем дорогостоящем оборудовании центра должен работать не педагог, который пришел хвастаться тем, что он всё это уже освоил и может с ним работать, а именно ребенок, который еще не умеет. В нашей лаборатории HI-TECH цеха (высокотехнологичной лаборатории прототипирования, оснащенной 3D принтерами различной мощности, станками с ЧПУ, паяльным и другим современным оборудованием) могут работать будущие физики, химики, медики… А сейчас как раз актуальна межпредметность, стык нескольких дисциплин. Чистого физика и чистого химика уже не будет. Потребности современного мира другие. Не все, что делается в этой лаборатории, удачно. Здесь всё еще стоит неудачный портрет министра просвещения Сергея Кравцова. Мы хотели сделать ему подарок к приезду в наш центр, но портрет получился мрачноватый, поэтому не решились отдать. Когда проходил в прошлом году WorldSkills, понадобились шарики для гольфа. Их не продавали нигде в республике (пусть бизнесмены возьмут на заметку), а если заказывать – надо было ждать неделю. И мы сделали их на 3D-принтере. Не совсем качественные получились, но выручили. В этой же лаборатории мы сделали карту Кабардино-Балкарии, которая сейчас висит в кабинете Главы КБР. Большая гордость – лаборатория виртуальной и дополненной реальности. Здесь с эффектом погружения можно изучать клеточную биологию, астрономию, проводить виртуальные операции. В плане практического обучения это очень эффективно. Мозг человека устроен так, что любую область знаний лучше начать усваивать с ранних лет. Эти базовые знания лучше получать с первого класса, чтобы потом меньше усилий пришлось тратить. К тому же, ребенок новые знания воспринимает как что-то чудесное.

Для взрослого этого «эффекта чуда» уже нет. В центре 10 телескопов, но смены по астрономии ещё не было. Не заработало и запланированное направление велоспорта. При организации велосмены придется столкнуться с огромным количеством проблем. Допустим, где проводить велотренировки? Придётся организовать сопровождение автоинспекции по улицам Нальчика или стадион арендовать. Если бы у нас в городе была развита велоинфраструктура, этот процесс пошел бы гораздо быстрее. Поэтому в этой части «Антаресу» интересно сотрудничать с Институтом развития города «Платформа», функционирующей при городской администрации. «Платформа», как и «Антарес», за продвижение велоспорта. Сейчас в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей завершилось дистанционное обучение по шахматам, но продолжается обучение литературному творчеству. Всё без сбоя и, как всегда, с большими успехами. Анна Кумышева