Нальчик

Народ требует хлеба и/или зрелищ?

В условиях пандемии представители многих сфер деятельности остались без работы и средств к существованию. Большинство публикаций в СМИ и соцсетях были посвящены в основном бедствующим работникам сферы обслуживания, но мало кто говорил о представителях творческой братии. К слову, они смогут оправиться от последствий пандемии совсем не скоро, ведь продукт творчества, увы, не входит в перечень жизненно необходимых товаров. О том, чем живут и как выживают в условиях кризиса художники, рассказала художник-пейзажист и график Заира Жабалиева.

— Заира, как выживает в условиях кризиса художник?

— Сложно. На мне все это однозначно отразилось. Продаж не было. Картина ведь не популярный подарок и не предмет первой необходимости. Хотя, если подумать, картины чаще всего покупают те, у кого всего хватает, те кому не нужно решать дилемму — покупать еду или предмет искусства. — Если абстрагироваться от кризиса, связанного с пандемией, как часто вы продаете свои работы? — Раз в месяц стабильно. — Кто они — ваши клиенты? — Совершенно разные люди, разных возрастов, из разных регионов СКФО и Москвы. Чаще всего это представители творческих профессий.

— Примерный диапазон цен на ваши картины?

— Те, что висят здесь на стене, — от 3,5 до 12 тысяч рублей? — Это совсем не много.

Почему так? Как вы определяете цену? — Да. Момент оценки собственной работы у меня пока вызывает некоторые затруднения. Вообще это достаточно распространенная проблема в среде художников. Цена определяется, наверно, не временем и расходниками, а тем, что я вложила в эмоциональном плане. Бывает, я долго ищу идею, обдумываю, делаю наброски. Так уходит два-три месяца. Такая работа, конечно, будет стоить дороже.

— Прибыль покрывает траты на расходники?

— Она как раз только их и покрывает.

— В плане тематики картин вы стараетесь угодить покупателю или в первую очередь себе?

— Думаю, свой покупатель найдется на каждую картину. Бывает так, что те работы, которые казались совсем не для продажи, находят своего покупателя раньше других. Я за то, чтобы показывать свои работы, не писать их в стол. Но у меня нет цели ориентироваться на пред- почтения покупателей. В этом плане мне важна творческая свобода, выражение собственного взгляда.

— По-вашему реализованный художник — состоятельный художник?

— Реализованный художник тот, кто имеет свой стиль. Он узнаваем, часто выставляется персонально и принимает участие в сборных выставках. Продажа и состоятельность, безусловно, тоже важны. Было бы глупо сказать, что я к этому не стремлюсь.

— Кем восхищаетесь в профессиональном плане?

— Сложный вопрос, таких художников много… Мне нравятся работы Максвелла Пэрриша, Саржента. Нравятся очень картины молодой художницы Альбины Буниной.

— Берете их работы за образец?

— Разве что в плане техники. В плане сюжета мне важно, чтобы это было что-то свое. Я отслеживаю, что рисуют у нас в республике и, порой, понимаю, что одну картину видела у западного художника, другую работу — в пинтересте, еще одна была сделана по известной фотографии — это не профессионально. Конечно, сложно придумать что-то совершенно новое, но никто не отменял нюансы, свет и композицию. К каждой своей работе я подхожу индивидуально.

— Как относитесь к критике?

— С этим я пока не сталкивалась, но мне было бы интересно услышать авторитетное мнение. Вообще каждому художнику, особенно начинающему, важно найти наставника, того, кто бы мог направлять. Вот я сейчас в поиске, но пока затрудняюсь сказать, чье мнение мне было бы ценно узнать. Наверно, было бы интересно услышать моих бывших педагогов. Асият Абаеву к примеру.

— Вам приходилось сталкиваться с непониманием значимости того, чем вы занимаетесь?

— Мне повезло, меня всегда окружали творческие люди. Да и в семье я не испытывала не- достатка в поддержке. Хотя у нас в республике принято считать изобразительное искусство баловством, к тому же дорогим. На рынке про- дают репродукции картин больших форматов за 2,5 тысячи рублей, и людям кажется, что это хорошая дорогая картина. И как в этом случае я могу объяснить, почему моя работа 40 на 50 см стоит больше?..

— Начинающий художник в КБР может обеспечить себя своим творчеством?

— 100% нет.

 

Беседовала Таира Мамедова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *