Нальчик

Прочь из музея, за рамки привычных пространств

В минувшую пятницу в полузаброшенном здании бывшего кинотеатра «Победа» прошла однодневная выставка Руслана Цримова.

«Трансформация квадрата Малевича и черкесский язык» – под таким названием афишировали выставку, точнее, по заявлению организаторов, перформанс. У многих сразу возник вопрос: «Выставка на руинах?», на что Цримов отвечал: «Весь мир на руинах строится».

Параллели с «Победой» были ясны. Впервые изображение «черного квадрата» возникло в эскизах к опере М.В. Матюшина «Победа над солнцем». Вместо солнечного круга – черный супрематический квадрат. Трансформацию знака Цримовым можно назвать не «Победой над…», а «Победой солнца». По крайней мере, в контексте темы «Тхьэ», которой много места уделено в творчестве художника и которая контрастно воспринималась в «пролетарских» стенах типового здания бывшего кинотеатра.

Выставка объединила разные знаковые системы. Каждую картину сопровождал QR-код. Однако тексты, которые открывались при сканировании кодов, не были объяснением на словах «что хотел сказать художник». Это были другие «картины» – буквенное посвящение звукам черкесского языка. Выставку сопровождала и звуковая инсталляция, над которой поработали музыканты Бибарс Аппеш и Башир Хацук.

Новая форма контакта со зрителем пришлась по душе посетителям. Тем, кто не смог попасть на выставку в этот день, обещали повтор в октябре.

Марьяна Кочесокова