Нальчик

Не чистая сила

«Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят…», а вот это урна – в нее бросают мусор. Представляете, мусорное ведро изобрели еще в конце ХIХ века, а мы в 21-м, кажется, так до сих пор и не научились им пользоваться. Но бьем себя в грудину, отстаивая разного рода моральности там, где это надо и не очень.

Начать бы с малого – не полениться кинуть хлам из кармана не на землю, а в специально предназначенную для того тару, в нее же, как ни удивительно, помещается и пластиковая бутылка, которую некоторые, почему-то предпочитают оставить на заборе. К примеру, плачевно-печальный открывается вид на панораму нальчикской горбольницы. Видимо, люди в буквальном смысле воспринимают актуальное с появлением коронавируса выражение «грязная зона»?! Ну, раз ее (зону) так обозвали, то и мы никаких законов жанра, вроде, не нарушаем – грязная, значит, в прямом смысле свалка, где можно беспорядочно разбрасывать медицинские маски, перчатки, так сказать, оставлять свой мусорный след в истории. Не хватает только надписи «в эту маску дышал Иван Петрович Сидоров» (персональные данные вымышленные, все фактические совпадения — случайность). Понятно, что доводы в пользу сложнейшего процесса утилизации, вряд ли, убедят человека малокультурного по части чистоплотности.

Поэтому назидать «хламохама» аргументами — «медицинские маски и перчатки разлагаются в течение 500 лет» — не имеет ровным счетом никакого смысла. Логика размышлений бросившего мусор себе под ноги, а не в ведро, примерно ясна – «через пятьсот лет меня не просто не будет на этой планете, но даже моя душа на наноатомы распадется, поэтому после меня, хоть потоп». А если, предположим, не заморачиваясь на переработке отходов или продолжительности их самоутилизации в космическом летоисчислении, просто начать уважать человеческий труд, задуматься о тех, кто должен, в прямом смысле, заметать следы нашего невежества и бытового хамства?

С трудом представляю себе ситуацию, когда приходят гости, целенаправленно мусорят по комнатам, разворачиваются и уходят под растерянные взгляды хозяев со словами: «Ну, вы же все равно убирать будете». Позволит подобное кто-то в собственном доме? Очевидно, нет. Есть еще вариант – начать уважать себя, хотя с этой рекомендацией, наверняка, готово будет спорить большинство. А как же? Ведь все совершенно уверенны, что себя-то они уважают, только как-то в жизни все так хитро устроено, что уважение к себе заметно в первую очередь через уважение к окружающим и…окружающЕЙ среде. А вот здесь-то природа может бескомпромиссно парировать оппоненту – человечеству, ибо нам крыть нечем. Разве что, все новыми и новыми тоннами мусора. Необязательно быть фанатичным экоактивистом или, так называемым экосексуалом, чтобы понимать – чисто не тогда, когда дворник пришел, а когда ему убирать нечего. Аслижан Оршогдугова