Нальчик

Рамазан Ксанаев: «Впереди – сложный экзамен»

Встретиться с главным архитектором города, и.о. руководителя Департамента архитектуры и градостроительства мэрии Нальчика и обойти рабочие вопросы невозможно. Потому в нашей «праздной» рубрике на этот раз получилось много о работе и немного о личном.

– Рамазан Индрисович, вам нравится облик современного Нальчика?

– Без всякой доли лукавства я считаю, что Нальчик – один из самых красивых городов Северного Кавказа. Он имеет свою консервативную архитектуру, которая органично вписывается в природный ландшафт, имеет правильную транспортную схему, интересную историю становления.

– В чем выражается консервативность?

– У нас нет кричащих зданий, нет нетрадиционных архитектурных приемов. В своё время здесь поработали знаменитые архитекторы братья Веснины, которые подарили Нальчику много замечательных архитектурных проектов.Сейчас основное архитектурное наследие – это советский конструктивизм.

– А это хорошо или плохо? Городу, уже не советскому, не требуется свежих идей? – Безусловно, любой город должен развиваться, принимать новые концепции, технологии строительства. За последнее время в Нальчике появилась группа молодых интересных архитекторов, которые грамотно и настойчиво продвигают свои проекты. Они не предлагают красивые идеи без учета уже существующей городской среды, финансирования, их идеи профессионально осмыслены. Но Нальчик, прежде всего, остаётся городом-курортом. И для нас принципиально важно сохранение уже существующих санаторий и «привидение их в чувства». Многие из них сейчас просто стоят и разрушаются. Главнейший объект– водогрязелечебница. Это уникальное строение, нуждающееся в скорейшей реанимации. Причем в планах не просто восстановление самого здания, но и всего перечня услуг, который там некогда предоставлялся. В данный момент разрабатывается концепция развития парковой зоны. До конца 2021 года московское архитектурное бюро «РТДА» представит программу территориального развития курорта. Это довольно серьезное бюро, имеющее международный успех. Сотрудники агентства работали и в Восточной Европе, и в Азии. В частности, в Сингапуре, который в плане развития архитектурного облика сейчас занимает опережающие позиции. После концепция будет вынесена на общественное обсуждение. Население будет голосовать, вносить какие-то предложения. Но концепцию уже готовят с учётом многих пожеланий жителей, в этом направлении были проведены социологические опросы, в которых приняло участие около 2,5 тысяч человек. Новые нестандартные для нашей городской среды приемы будут применены в оживлении набережной реки Нальчик. Здесь расположатся функционально различные объекты, которые позволят нальчанам и гостям города интересно проводить своё время. Это и фуд-корты с оригинальным дизайном, и велодорожки, и зоны отдыха. Например, появятся скейт-парк и зиплайн. Хотим также связать между собой все видовые точки города путем создания единой сети канатных дорог. Что касается более грандиозных и смелых зданий, то мы всегда говорили, что не будем застраивать небоскребами наш город. Этого и не позволила бы сейсмичность нашей местности. Но с многоэтажками рискнули. Сейчас выдано разрешение на строительство двадцатиэтажного здания, будущего апарт-отеля на берегу первого озера по разработке ОАО «Орнамент». – Тут у горожан точно возникнут вопросы. Визуально двадцатиэтажка может выглядеть интересно, но оправдает ли она себя чисто функционально? Сейчас заново отстраивают гостиницу «Нальчик» , которая тоже уже официально обозначена как апарт-отель. Отели – не хостелы. Будет ли у нас такой поток иногородних и всякий ли иногородний захочет дорогостоящий номер в отеле?

– На 2019 год турпоток в Нальчике составлял 40 тысяч человек. Мы планируем увеличить цифру до 140, что создаст от 4 000 до 6 000 дополнительных рабочих мест. Это представляется возможным при нынешней заинтересованности государства в развитии внутреннего туризма. К тому же, при скептическом отношении ко всему можно застрять в яме и ничего вовсе не строить. Город должен стать привлекательнее, удобнее, комфортнее, иначе как привлечь тех же туристов?

– Какая работа стала для вас первой особо значимой?

– После учёбы (Рамазан Индрисович окончил КБГУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и ЮФУ по специальности «Архитектор» – прим.) несколько лет я проектировал в основном жилые дома. Первой значимой и более масштабной работой для меня стала разработка проекта планировки микрорайона «Мей» в Нальчике, ограниченного улицами Тарчокова, Кирова, Тлостанова и Ленина. – В народе этот микрорайон уже успели прозвать Рублёвкой…

– Интересная у народа ассоциация (смеётся). Да, там можно похвастаться современной инфраструктурой, новой системой коммуникации. Микрорайон имеет хорошую пешеходную сеть, на его территории хороший детсад, новая большая школа, отвечающая современным стандартам, перед которой активно обустраивается новый сквер. Можно считать, что на сегодня микрорайон обустроен на 60%. Пока в строительстве не задействовано 15 гектаров земли, планировкой этой части микрорайона занимается «Дом.РФ». – В вашей жизни было больше борьбы или везения?

– Везение, конечно, имеет место быть. Надеюсь, оно меня и не покинет. Как говорится, не окажись ты в нужное время в нужном месте, всё могло бы пойти не так, а мне нравится, как всё пошло в моей жизни. В жизни многое решает независимое от нас стечение некоторых обстоятельств, но борьбы и собственного контроля над ходом событий, наверное, всё-таки больше. Особенно в нашей сфере деятельности, где имеешь дело с новыми идеями, проектами. В идеале нам бы не следовать модным тенденциям, а опережать их. Приходится всё время что-то доказывать, отстаивать, убеждать других. Но самое сложное – доказать что-то самому себе. Когда ты сам уверен в своих идеях, поступках, собрать единомышленников вокруг себя, донести что-то до других людей становится легче.

– Самое большое испытание в вашей жизни.

– Думаю, оно ещё впереди. Когда закончим работу над концепцией развития парковой зоны Нальчика и проведем общественные обсуждения, вот тогда, думаю, я могу сказать, что сдан самый сложный или один из самых сложных (неизвестно, что жизнь ещё преподнесёт) экзаменов.

– В учёбе пользовались шпаргалками?

– Конечно, как же без них! Сам их готовил. Бывало, списывал у других и другим давал списывать у меня. По отметкам я был не самым успешным, но университет окончил с красным дипломом.– Архитектура – техническое направление, немыслимое без гуманитарной составляющей. Есть архитектурная фотография, есть архитектура в кино, живописи, литературе…

Для вас, как архитектора, какое произведение искусства является любимым?

– Много интересных работ. Но что сейчас приходит в голову, это фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона. Там очень красивая, скажем так, иллюзорная архитектура. Красивая графика. – Если говорить о городах будущего, каким представляете себе Нальчик лет через сто?

– Нальчик будущего будет экологичным, в первую очередь. – То есть вы оптимист?

– Абсолютно. Человечество уже видит следы своей деятельности, наносящей большой ущерб окружающей среде. А потом окружающая среда в ответ наносит ущерб нам, нашему здоровью. Сознание потихоньку меняется, все понимают, что так больше нельзя. Начиная от простого выброса бытового мусора. Люди сейчас задумываются об экологичности стройматериалов, транспорта, еды, процесса добычи самих ресурсов. Это одна из актуальных проблем современности, которая в будущем, надеюсь, будет уже решена. Нальчик в будущем будет чистым компактным городом. Будет воздушный транспорт, общественный и личный. Но это завтрашний день.

– Но сегодня, сколько бы ни задумывались об экологичности, люди всё ещё замещают дерево пластиком… И тут дело, наверное, не в том, хотим или не хотим экологичные, природные материалы, а скорее, в отсутствии возможностей. Дерево – оно же дороже.

– Да и будь возможности, на всех не хватит этого дерева. Рубить леса – не дело. Надежда на создание тех же искусственных отделочных материалов, но менее вредных или вовсе не вредных, безопасных и которые эстетически выглядели бы хорошо. Мы же всё в первую очередь воспринимаем глазами. Поэтому можно имитацию того же дерева. Даже чтобы тактильно материал воспринимался, как дерево. Всё это дело науки, технологии развиваются.

– Каким вам представляется идеальный дом?

– Независимым от энергоносителей, внешних коммунальных сетей. От линий передач, от канализации, водопровода. Этот дом должен быть небольшим. Такой дом возможен.

– А в каком доме живете сейчас? – Раньше жил в родительском доме в селении Кашхатау, сейчас в нальчикской квартире со своей семьёй (женат, отец четырех детей – прим.) Частный дом, по мне, лучше, чем квартира. Больше простора, личного пространства. Квартира хороша тем, что тебе лично не придется двор подмести. А это делает человека ленивым. Но для среднестатистического городского жителя, обязанного систематически ходить на работу, квартира – оптимальный вариант.

– Вы ленивый человек?

– Да, поэтому приходится себя чем-то постоянно мотивировать, заставлять двигаться вперед. Главное, в этом движении вперёд не растерять человеческие качества. Быть честным, порядочным, следуя родительским наставлениям.

Беседовала Марьяна Кочесокова