Нальчик

Покупать? Не покупать? Праздновать!

27-28 НОЯБРЯ

Всю историю человечества идет ожесточенный спор и между народами, и между государствами, и между различными социальными группами о приоритетах. Неважно – в области науки, спорта, моды. Вспоминаю, как шутливо КВН-щики «прошлись» по модным показам: «Между прочим, у нас в Сибири меха начинают носить на два месяца раньше, чем в Париже».

Кстати, и в торговле приоритет у нас, у россиян. В свое время мультяшный герой Дядя Федор объяснял псу Шарику и коту Матроскину основы маркетинга: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет!» А что у америкосов? В последнюю неделю последнего месяца осени в США празднуется День Благодарения. А сразу после нее стартует знаменитая Чёрная пятница (Black Friday) – день, который совсем не соответствует своему мрачному названию. В этом году она выпадает на 27 ноября. Чёрная пятница – это одна из самых ярких и незабываемых пятниц в году, это день огромных скидок и распродаж, это главный праздник для всех шопоголиков и отличное решение для тех, кто хочет сэкономить. Традиция этого безудержного шоппинга возникла в Америке ещё в 19 веке, когда крупнейшие торговые сети начали устраивать грандиозные предрождественские распродажи, стимулируя покупателей на покупки невероятными размерами скидок, бонусов, особенными подарками и т.д. А сам термин «Чёрная пятница» появился только в 1966 году в Филадельфии. Существуют две общепринятые версии о происхождении названия. По одной, день так называли из-за огромных пробок на дорогах, которые образовывались на следующий день после Дня Благодарения. По другой, название Чёрная пятница произошло благодаря способу ведения бухгалтерской отчетности в этот день. Убытки записывали красными чернилами, а прибыль – чёрными, а так как выручка в этот день была огромной, то и чёрный цвет в отчетности преобладал. Представьте, вы видите скидку на глазурованные сырки в 70 процентов. Хватаете сразу упаковку из 30 сырков. А срок годности у них остался четыре дня. И экономия оказывается иллюзорной. Прав все-таки Дядя Федор. Кстати, в тот же день в Северной Америке параллельно празднуется День отказа от покупок (Buy Nothing Day). А в Европе на следующий день – в субботу, 28 ноября. Между прочим, это традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру. В этот день магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки, а в массовых давках в самых крупных торговых центрах ежегодно гибнут люди. Именно в этот день общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против общества потребления. Идея этого праздника-акции зародилась в Америке в 1992 году. С инициативой отказаться от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения КаллеЛасн (KalleLasn). По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления. Два праздника-антипода. Все, как в фито-аптеке: выпил чашечку чая «Бодрость», затем чашечку чая «Успокоительный». В целом ничего не почувствовал. А чего ожидал?

Виктор Шекемов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *