Продолжаем знакомство с работой регионального оператора по обращению с ТКО в беседе с директором по развитию ООО «Экологистика» Рустамом Кочесоковым (первая часть беседы была опубликована в №47 газеты «Нальчик»). — В нашей стране, а тем более, регионе мало развита культура обращения с отходами, имеются большие пробелы с гражданской сознательностью и ответственностью в этом вопросе. Объясните, чем важна сортировка мусора? Какой процент от общего объема сортируется?
— Наверное, нужно напомнить, что цель «мусорной реформы», с одной стороны, сокращение объема отходов, подлежащих захоронению, с другой, – рост количества отходов, которые можно вторично использовать. Для этого-то и необходима сортировка. Она, в первую очередь, важна, чтобы решить массу экологических проблем, а, во-вторых, финансовых задач. Весь мусор можно условно разделить на безопасный и опасный. Первый (к нему относятся пищевые остатки, картон и бумага, целлофан (не путать с полиэтиленом); садовый мусор — древесина, листва), разлагаясь, не отравляет источники воды и почву, не опасен для человека, животных и растений. Более того, он может приносить пользу, потому что пригоден, например, для производства удобрения. Опасный же мусор (негодные батарейки и аккумуляторы; лекарства и вакцины с истёкшим сроком годности; лакокрасочные изделия; автомобильные покрышки; полиэтилен; ртутные лампы; градусники и пр.) токсичен и, попадая на полигон вместе с обычным мусором, отравляет землю и водные источники в радиусе нескольких десятков километров. «Экологистика» запустила на полигонах несколько сортировочных линий. Для того, чтобы процесс сортировки происходил быстрее, установлены дополнительные контейнеры для сбора ПЭТ (полиэтилена) на территории КБР. Кроме того, на площадках также есть специальные емкости, в которых можно отдельно складировать хлеб. На мой взгляд, очень гуманная и полезная идея. К примеру, те, у кого есть фермерские хозяйства, могут этот хлеб использовать в качестве корма для домашней птицы и т.д. Вообще же, сейчас говорить о процентном соотношении объема сортируемого мусора будет неправильно, так как итоговые показатели будут в конце года, хотя уже понятно, что показатели улучшаются постоянно. Это связано с тем, что граждане стали более сознательны, например, складируют пластиковые отходы в специальные мусоросборники.
— С кем или чем связаны самые основные трудности вашей работы?
— Все сложности, как правило, носят не глобальный характер, а вполне локальный, бытовой. В частности, загруженность дворов транспортными средствами, что создает препятствие для доступа нашей громоздкой спецтехники. Или наличие заграждений, к примеру, шлагбаумов. И, конечно, еще один малоприятный аспект, который я нахожу следствием человеческого неуважения к чужому труду, как бы пафосно это ни звучало. Люди довольно часто, даже при вместимости контейнеров, отправляют мусор не в предполагаемую для этих целей емкость, а бросают рядом. Как я понимаю, логика таких пользователей сводится к: «это их работа, им за это платят», но, согласитесь, это же и есть неуважение?! Да, конечно, наши сотрудники исправляют ситуацию, вручную расчищают площадки, хотя это отнимает намного больше времени и сил. В контексте вышеописанной мною проблемы всплывает еще один подпункт в перечне издержек по расчистке — это строительный мусор. Граждане по закону должны самостоятельно осуществлять доставку строительных отходов в пункт захоронения ТКО, но, как показывает практика, большинство вываливают мусор прямо на контейнерную площадку, что способствует образованию несанкционированных свалок. Региональный оператор по договору должен вывозить только бытовой мусор, содержащийся в контейнерах, и это создает множество трудностей в нашей работе.
— На рынке оказания услуг в этой сфере «Экологистика» — единственный «игрок»? Справляется ли компания с возложенной на себя нагрузкой?
— Если говорить о конкурентной среде, то в сфере своих полномочий и зоне ответственности за их выполнение, мы единственные. Другое дело, когда речь идет о механизме работы в отрасли обращения с ТКО в целом. Региональный оператор работает во взаимодействии с населением, юридическими лицами, органами местного самоуправления и т.д. На практике схема такова: региональный оператор несет ответственность за своевременный вывоз твердых коммунальных отходов, содержащихся в контейнерах, органы местного самоуправления обеспечивают установку контейнерных площадок, а управляющие компании следят за чистотой территории вокруг этих площадок. Для соблюдения санитарных норм и своевременного выполнения всех работ необходимо плотное сотрудничество между всеми «игроками». Достичь этого только силами регионального оператора не получится.
— В чем или ком «Экологистика» сегодня нуждается больше всего?
— Вряд ли, я буду оригинален, назвав нехватку кадров и отсутствие платежной дисциплины самыми главными якорями, удерживающими лайнер «Экологистика» от более стремительного и успешного плавания. Но это, действительно, так. Технические специальности – водители, уборщик, сортировщики и др. – это профессии с хорошим заработком, но люди не торопятся их выбирать, очень сильны психологические скобы, например, страх осуждения за непрестижность работы. Касаемо колоссального недобора в вопросе исполнения платежей, я напомню, что полномочия «Экологистики» охватывают всю республику, и то, как в этом смысле провисает работа с населением именно в районах, можно проанализировать на примере элементарного графика, где красным цветом обозначена столица КБР, а синим – районы. В Нальчике, можно сказать, люди с большей ответственностью подходят к теме оплаты, хотя и здесь идеальной картину назвать нельзя. А вообще, чуть ранее я не зря отмечал еще один аспект, который является универсальным как для городских жителей, так и абонентов в районах — это стереотипное мышление пользователей. Уточню: частенько слышим, что мы – крохоборы, что стоимость услуг несоизмерима с выполняемой работой, при этом, как ни парадоксально, видя в платежках невысокие цены по итогам месяца (среднестатистическая семья состоит из 3-4 человек, умножаем 60 рублей на каждого, получаем 180-240 в месяц), люди, предпочитают рассчитываться не тогда, когда суммы небольшие, а копить задолженность. И в результате набегают уже более ощутимые, а для кого-то и вовсе болезненные цифры. Вот тогда-то и поднимается волна возмущения. Но даже в этом случае мы стараемся отнестись с пониманием, потому и придумываем акции и схемы оплаты, которые были бы нашим клиентам максимально удобны. Например, относительно недавно у нас была введена популярная опция кэшбэк, когда определенный процент потраченных денег возвращается пользователю. В случае с «Экологистикой», каждому абоненту, погашающему стоимость услуги через наше специальное приложение, на счет телефона вернуться 5% от суммы платежа. А в остальном работа в сфере обслуживания, особенно аналогичная нашей, так или иначе сопряжена с определенными трудностями, непониманием, неприятием, но к этому тоже надо уметь относиться. Я считаю, не важно, чего это касается – чистоты человеческих взаимоотношений или чистоты окружающей среды, всегда надо начинать с себя, своего дома, своего двора, своей улицы и быть порядочным как по отношению к людям, так и по отношению к природе, не сорить в своей душе и не мусорить вокруг себя.
Марианна Гоова