Декабрь, по идее, должен быть месяцем хорошего настроения, предвкушения чуда и праздника, но на деле чаще всего это месяц дедлайнов, суеты и разочарований итогами года. На помощь в этом случае всегда приходит кино, особенно анимационное, которое в силу многих причин остается главным стимулятором новогоднего настроения.
Год назад Nеtflix выпустил замечательную картину «Клаус» Серхио Паблоса и Карлоса Мартинеса Лопеса, которая имеет все шансы стать самой настоящей приметой приближающихся праздников: история разгильдяя Джаспера, сына владельца почтовой империи, направленного отцом на работы в самое северное отделение почты в целях перевоспитания и налаживания работы этого отделения. Квест этот заканчивается, конечно же, преображением Джаспера (а как же иначе?!), но то, что интрига раскрыта, это вовсе не спойлер, потому что интрига как раз совсем не в этом. Сказочность «Клаусу» придает не то, что мы привыкли считать праздничным: сказочные зимние пейзажи, предчувствие праздника, запаха пирогов. Нет нет, в северном городке Смиренсбурге никто ни Рождества, ни Нового года не ждет, здесь работают другие архетипы: враждующие кланы, нордическая неприступность и всеобщее отчуждение. Ситуацию исправит не добрый Санта, и не вечные влюбленные (по правде говоря, и для них найдется место), ситуацию исправят… дети! А уж они-то обойдутся без волшебства, фей и оленей… Хотя, олени как раз будут, но это уже почти спойлер. Дети в «Клаусе» становятся проводниками добра и того, что, кажется, даже сильнее добра – надежды! Через их душевную чистоту Смиренсбург становится чище во всех смыслах, он становится таким, каким хотела бы видеть его детвора. И оказывается, именно этот образ мира является идеальным. Удивительно простая истина о чистоте детского восприятия и необходимости всем нам сохранять внутри себя островок детства, даже повзрослев, становится такой необходимой. В «Клаусе» она проговорена (как модно сейчас говорить), и от того, наверное, становится настолько понятной и очевидной. Именно такое восприятие мира делает возможным не только доброту, но и чудеса, потому что они случаются лишь там, где в них верят. И праздник, и подарки у камина, и олени – все это ради тех, кому это мир по-настоящему принадлежит, – ради детей. Хотя, правильнее было бы сказать, что не ради них, а благодаря им. Во имя их улыбки люди сворачивают горы, пересекают полмира и побеждают драконов (особенно собственных – внутренних), ведь именно они учат нас, взрослых, такому забытому навыку – быть счастливыми. В «Клаусе» главные герои вовсе не дети, а незадачливый почтальон Джаспер и его молчаливый друг-отшельник Клаус. Но такой прием позволяет увидеть многие вещи под несколько иным углом зрения. И именно в этом гениальность этого мультфильма. Ведь про зимние чудеса, дух Рождества, безымянных волшебников это была не первая и не последняя история, но такой взгляд делает ее совершенно особенной. Возможно, дело еще и в противопоставлении внешнего северного холода тому внутреннему теплу, что согревает души героев и помогает им действительно превратить повседневную жизнь в сказку. Марина Битокова