Нальчик

Королевский гамбит

Несмотря на то, что первый месяц нового года уже практически подошел к концу, мы все еще продолжаем переживать и осмыслять события года ушедшего. И сериальный бум на стриминговых платформах дает нам для этого большой простор. Откровенно говоря, мало кто мог предположить, что одним из главных событий 2020-го станет сериал о шахматах! Какие шахматы в наше время? Какой еще шахматный вундеркинд в эпоху тиктокеров? Оказывается, и о самом интеллектуальном виде спорта по-прежнему есть что сказать. Правда, здесь еще приплели феминизм и прочие вопросы актуальной повестки, но в данном случае это как раз сути не меняет: «Ход королевы» словно бы выше всех этих контекстов. Что же делает этот мини-сериал если и не шедевром, но настоящим событием? Во-первых, это, конечно, сама идея, рассказанная через историю о девочке-сироте, нашедшей себя благодаря шахматам. Сериал снят по одноименному роману Уолтера Тэвиса, который вышел в 1983 году. Кстати, название «Queen’s Gambit» дословно переводится как «Ферзевый гамбит» и в оригинале очевидна игра слов, связанная с сюжетом, которая в русском переводе утрачивается. Ретро обстановка (1950-е годы), на мой взгляд, лишь подчеркивает непопулярность шахмат что тогда, что сейчас. И все же сценаристам и режиссеру Скотту Фрэнку удалось удержать внимание и интерес зрителя не только историей в духе self-made [wo]man, сколько именно тайной той игры, о которой говорят в «Ходе королевы» очень много. Все герои сериала бесконечно рассуждают о теории игры, разыгрывают знаменитые шахматные партии, изучают противника. И это не просто антураж фильма – это его суть, его философия. Конечно, ничего не понимая в шахматах, смотреть будет интересно, но, наверное, чем глубже познания в этой области, тем ощутимее и интереснее смысл и подтексты фильма. Возвращаясь к ретро контексту «Хода королевы» нельзя не сказать, что стилизация под эпоху тоже стало важным условием успеха сериала: начиная от обоев и мебели, заканчивая платьями и безупречными стрелками Элизабет Хармон – за всем этим можно следить бесконечно. И у блестящей работы команды художников и стилистов есть еще один аспект: это попытка показать советскую атмосферу. Получилась такая тема: «Оттепель: взгляд с Запада». И надо сказать, что тенденция, заданная еще в «Чернобыле», — отнестись ко всему советскому с максимальной эмпатией, избежать «клюквы» и штампов – это в «Ходе королевы» продолжено и реализовано замечательным образом. В самом деле, в какой еще стране американскую шахматистку после очередной игры встречали бы толпы поклонников, ласково зовущие ее на свой манер Лизой? Вообще одним из путей развития шахматной темы в сериале является разница в отношении к игре в США и в Союзе. И для главной героини одним из главных уроков становится отношение ее основного оппонента Василия Багрова не только к игре, но и к сопернику и, в еще большей степени, к собственному проигрышу. А за сцену с аллеей шахматистов, подсмотренную, кажется, в «Москва слезам не верит», моя отдельная зрительская благодарность создателям «Хода королевы». Наконец, сложно себе представить этот сериал с кемто другим в роли Элизабет Хармон: Аня Тейлор-Джой виртуозно реализует на экране весь спектр чувств и мыслей героини. И ее сосредоточенное размышление над партией, и внешне невыраженная любовь к приемной матери, и ее асоциальность, и невысказанное раздражение – все это актрисе удается воплотить в полной мере при минимальных внешних проявлениях. Вообще, Аня Тейлор-Джой второй раз за год впечатляет нас: в апреле 2020 года состоялся цифровой релиз парадоксальной «Эммы.» с ней в главной роли, а уже в октябре того же года – «Хода королевы». И оба раза выстрелы были безошибочными – в самое яблочко. «Ход королевы» относится к тем сериалам, говорить о которых приятно – хочется смаковать подробности и находить в этих обсуждениях новые нюансы. И для фильма, который требует такого сосредоточенного всматривания и вдумывания, это вполне естественно.

Марина Битокова