Нальчик

О чём напомнила старая фотография…

Когда-то в Нальчике проходили всесоюзные фестивали авторской песни

Есть у меня одна интересная фотография. Теперь уже, можно сказать, уникальная. Этот снимок кем-то сделан был на первом фестивале авторской песни в Нальчике. Если быть точнее, проходил он на Белой Речке, на поляне в районе так называемого Четвёртого посёлка. Два человека с гитарами – это известные одесские барды, впоследствии знатоки знаменитой телепрограммы «Что, Где, Когда?» Борис Бурда (на снимке крайний справа) и Роман Морозовский. А было это в далёком уже, страшно подумать, 1982 году. Я тогда благополучно окончил в родной нальчикской СШ № 6 девятый класс и перешёл в выпускной десятый. И во время летних каникул сестра Римма, оценив моё увлечение песнями Высоцкого, пред-ложила посмотреть, что такое настоящий бардовский фестиваль. Вот тогда я и узнал о существовании нальчикского клуба авторской песни «Родник», в который моя сестра входила. А клуб «Родник» тогда занимался подготовкой первого Всесоюзного фестиваля авторской песни в Нальчике. Вообще-то один фестиваль уже годом ранее в Нальчике проходил, это было в Кур-зале. Но его можно считать скорее репетицией, потому что настоящие фестивали авторской песни всё-таки проходят под открытым небом. Но зато тогда и родилась идея проведения на-стоящего всесоюзного фестиваля на Белой Речке. Да, да, именно ВСЕСО-ЮЗНОГО, как бы это громко сейчас ни звучало. Возможно, этой идее поспособствовало и то обстоятельство, что за первый фестиваль в Курзале клуб «Родник» получил в подарок от гор-кома комсомола огромную палатку с «фирменной» надписью (на снимке). А палатка не должна без дела пылиться, она напоминает, что существует звёздное ночное небо и приятный треск сухих веток в костре. Рассылались приглашения по КСП в различные города. В фестивале, насколько я помню, тогда принимали участие ставропольчане, из Днепропетровска, приехали барды, из Свердловска (ныне Екатеринбург) были гости, всех сейчас не упомню. Я там тогда по малолетству больше на подсобных работах был – собирал и колол дрова для приготовления на костре горячей пищи. Дело, между прочим, серьёзное и ответственное! Запомнилась мне фраза бородатого и в шортах научного сотрудника, а в свободное время поэта и барда Бориса Балкарова, который задумчиво глядя на кипящую на костре кашу, произнёс: «Без еды не вынешь рыбку из пруда!». От нальчикского КСП «Родник» в фестивале тогда участие принимали Константин Кузнецов, Борис Балкаров, Константин Боровко, Василий Калмыков, Ирина Поповцева, Евгений Сухомлинов — пусть не обижаются те, кого не вспомнил. В организации фестиваля большое участие, между прочим, принял нальчикский городской комитет комсомола, расценивший это мероприятие полезным и неопасным для государственного строя. Напомню, что летом 1982 года ещё Леонид Ильич Брежнев руководил страной, которая Советским Союзом называлась. И надо учесть, что в то время к движению клубов самодеятельной песни (КСП) отношение было неоднозначным. Некоторых из бардов, таких, как Галич, например, ведь считали диссидентами. Да, и к Высоцкому даже отношение было настороженное. Тем не менее, горком ВЛКСМ в Нальчике пошёл на такой шаг, как проведение у нас фестиваля авторской песни, считая, что в целом движение КСП можно считать позитивным. Помогли с аппаратурой, с материалами для сооружения сцены на большой поляне на Белой Речке. Даже бес-платные хичины со свежим айраном привозили для гостей фестиваля на поляну. Наши нальчикские барды не-много сожалели о том, что не так много гостей приехало, как хотелось бы. Сто-лицу Кабардино-Балкарии тогда ещё не воспринимали, как один из центров в движении КСП, хотя клуб «Родник» уже постепенно становился известен и за пределами Северного Кавказа. А потому появление одесситов, которые приехали последними, очень всех порадовало. Помню, как они появились. Палаточный лагерь был почти пуст, большинство находились у сцены, где проходили репетиции и настройка аппаратуры. Ну, а я ответственно помогал женщинам с костром. И тут из леса вышли двое мужчин в тёмных очках с гитарами и поинтересовались — а не здесь ли будет фестиваль авторской песни? Это и были Борис Бурда и Роман Морозовский. Фестиваль прошёл хорошо, вечером был концерт на возведённой сцене, названы лауреаты, их наградили грамотами, подготовленными горкомом комсомола. Но всем известно, что главная прелесть фестивалей авторской песни не столько в официальной программе, сколько в последующем ночном бдении возле костров под звёздным небом. А возле главного костра устраивается так называемая «Чайхана». Кстати, в программу «Чайханы», пока ещё не стемнело, к восторгу зрителей проходили скачки бардов на самых на-стоящих ослах. А вечером у большого костра уже гитара ходит по кругу, поются, в основном, юмористические, сатирические песни, рассказываются интересные истории. И чай, разумеется, заваренный с травами на костре, тоже разливается по восточным пиалам и просто кружкам. Порой под видом чая не только чай. И если на главной сцене песни поются обычно идеологически выдержанные, то на «Чайхане» допускались уже и некоторые вольности. Чем ближе к утру, тем больше. Вот тут-то себя во всей красе проявили одесситы. Их просили петь ещё и ещё! И Бур-да с Морозовским выдавали классные песни разных авторов, многие имена я тогда впервые слышал. Впечатления у меня остались самыми наилучшими. Думаю, что и гости фестиваля не в обиде были. Вот тогда я и открыл для себя удивительный мир авторской песни. Но сам к нему больше приобщился уже после службы в армии. А впоследствии, когда смотрел любимые передачи «Что, Где, Когда?», всегда болел за команду Бориса Бурды – я ведь с этим человеком всё-таки за одним костром сидел! И Борис не под-водил – это ж ходячая энциклопедия! К тому же, большой авторитет в области педагогики. А ещё ведущий кулинарного шоу «Вкусно с Борисом Бурдой», автор кулинарных книг. А в Нальчике впоследствии ещё три подобных фестиваля авторской песни прошли. И вот что удивительно – они проходили как раз в те годы, которые теперь принято называть «эпохой брежневского застоя социализма». А вот во время перестройки и постперестройки фестивали в Нальчике как раз и закончились. Правда, сам нальчикский клуб «Родник» принимал участие в различных фестивалях в других регионах. На некоторых их них и мне до-велось побывать – но это уже совсем другая история.

Олег Лубан

P.S. Автор в свои шестнадцать

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *