Нальчик

Нальчикский аэроклуб был школой будущих асов

Сейчас, наверное, трудно представить себе, что в довоенное время, в тридцатые годы минувшего века, в сравнительно небольшом городе Нальчике существовал аэроклуб, известный всей стране. В истории аэроклуба Нальчика, существующего со времён ОСОАвиахима, много интересных страниц. Он родился осенью 1934 года и стал настоящей школой подготовки будущих героев Великой Отечественной войны: лётчиков-асов, парашютистов, авиамехаников.

Совмещая работу с учёбой, юноши и девушки здесь овладевали азами лётного дела, прыгали с парашютом, закаляли себя духовно и физически, занимаясь в аэроклубе без отрыва от производства. В связи с обострением международной обстановки последний на-бор в аэроклуб 1940 года был сформирован уже с отрывом от производства. По призыву «Комсомол на самолёт!» около девятисот молодых парней и девушек изъявили желание посвятить свою жизнь авиации. В аэроклуб приходили со всех районов республики. Но строгую медицинскую комиссию прошли только двести пятьдесят человек. Из них сформировали 12 лётных групп. Жили в общежитии в районе Затишья, занимая четвёртый и пятый этажи здания педагогического института. Утром строем ходили на теоретические занятия и физическую подготовку в аэроклуб, который располагался в центре города на улице Кабардинской. На трёхмесячной лет-ней практике жили в палатках на аэродроме. Многое сделали тогда для подготовки лётных ка-дров начальник аэроклуба Г. А. Жигунов, начальник штаба В. Е. Титов, инструкторы Али Шогенов, Рая Тимошенко, Аня Маремукова, Лёля Дышекова.

Вот как об аэроклубе тех лет вспоминал его бывший начальник Гаиль Адильгериевич Жигунов:- Увлечение молодёжи авиацией в довоенных тридцатых годах было повальным. Предложение по открытию аэроклуба в Нальчике было одобрено в Москве. За короткое время на окраине города возник аэродром, который был объявлен комсомольской стройкой. На первых порах мы располагали мизерной материальной базой, остро нуждались в квалифицированных специалистах. Занятия вели инструкторы-общественники, имеющие начальную специальную под-готовку. Курсанты аэроклуба в основном были из учащейся и рабочей молодёжи города, но чтобы не оставлять в изоляции колхозную молодёжь, работники аэроклуба выезжали в сёла и отбирали способных юношей. Им предоставляли работу и общежитие в городе. В районе Прохладного был создан фили-ал Нальчикского аэроклуба для подготовки мотористов и парашютистов. Здесь под руководством авиамеханика Акопяна немало ребят успешно завершили учёбу и были посланы в ВВС для дальнейшего обучения. В 1938 году у нас уже была материальная база, позволяющая готовить квалифицированных авиаспециалистов разных профилей, лётчиков и планеристов. К этому времени клуб рас-полагал 32 самолётами, среди которых был один «Р-5», считавшийся большой машиной. Имелись автотранспортные средства, необходимое количество парашютов и другой инвентарь. При аэроклубе работали два класса – один для занятий лётчиков, другой для учёбы технического состава. Их оснастили разнообразными экспоната-ми и наглядными пособиями. В помещениях занимались зимой, а с наступлением весны выходили на воздух, ближе к самолётам. В тёплое время года «горячими точками» становились аэродром и парашютная вышка, которая находилась чуть выше нынешнего Дома Правительства. У вышки всегда было много молодёжи. У входа в городской парк сто-ял самолёт «У-2», около него тоже собирались сотни юношей и девушек. У самолёта дежурили инструкторы-общественники, которые отвечали на многочисленные вопросы, давали пояс-нения. Часто практиковалось бесплатное катание на самолётах стахановцев, ударников труда. Билеты со штемпелем аэроклуба выдавались месткомам, комсомольским организациям предприятий, учреждений, учебных заведений и колхозов, они вручались лучшим производственникам и учащимся. Катание на самолётах считалось формой поощрения. С теплотой и благодарностью вспоминаю тех товарищей, с которыми довелось находит-ся рядом в те уже неблизкие годы и вместе решать трудные проблемы, связанные с новым для всех нас делом. Многие из них впоследствии стали первоклассными авиаторами. Это Герои Советского Союза Х. Карданов, А. Байсултанов, Г. Кузнецов, Н. Диденко; заслуженный лётчик-испытатель СССР М. Чабдаров, морские лётчики  Б. Хамдохов и А. Тхакумачев, лётчицы А. Маремукова, Л. Ды-шекова, Р. Тимошенко, авиаме-ханики В. Акопян, Л. Паштов, Т. Саенко, бывший начальник нальчикского аэропорта С. Ива-нов и многие другие. Все они путёвку в «Пятый океан» полу-чили через Нальчикский аэроклуб и сами открыли дорогу в небо десяткам юношей и девушек. Да, среди курсантов аэроклуба были и девушки. Одной из первых выпускниц аэроклуба в Нальчике была Аня Маремукова.

По окончании аэроклуба она осталась в нём работать инструктором по прыжкам с парашютом и за время своей работы подготовила не один десяток парашютисток. Уже в 1935 году количество женщин-парашютисток, выпущенных аэроклубом, достигло 11 человек, а после возведения в Нальчике пара-шютной вышки увлечение прыжками стало едва ли не повальным. Достаточно сказать, что на начало 1937 года в Кабардино-Балкарии уже было 165 профессиональных парашютистов. Лётную стезю избрала для себя и лётчица-горянка Лёля Дышекова. Она, так же как и Аня, после окончания клуба осталась в нём работать инструктором, а затем в 1938 году прошла обучение в Москве в Центральном аэроклубе, где освоила управление несколькими типами самолетов. Вернувшись в Нальчик, Лёля установила рекорд высоты среди лётчиц Северного Кавказа. В документах по истории аэроклуба и в воспоминаниях его участников часто упоминается и Анна Янчевская, которая сначала была организатором планерных станций в районах республики, а затем и сама пересела в кабину самолета. Большинство курсантов здесь столкнулись с дисциплинами, о которых раньше и малейшего представления не имели. Это теория авиации, аэродинамика, штурманская подготовка, материальная часть самолёта и другие. И все эти предметы изучали без отрыва от производства. Но преподаватели пытались объяснить свой предмет простым, доходчивым языком, а иногда и прибегали к услугам переводчиков на национальные языки. Курсанты тоже зря не теряли ни минуты и одолевали сложную науку. Несмотря на эти трудности, выпускники нашего аэроклуба получили прочные знания. Удостоились хорошей оценки от комиссии Наркомата обороны. Самыми ответственными и волнующими были для курсанта минуты его самостоятельного полёта, не меньше переживали и его руководители. Участвовали аэроклубовцы в социалистическом соревновании, в рационализаторской и изобретательской работе. В Нальчикском аэроклубе впервые в практике аэроклубов страны была применена и внедрена механизированная заправка самолётов бензином. Горючее прямо из цистерны по желез-День Военно-Воздушного флота РФ на полевом аэродроме в станице Котляревская. 1998 г.ным трубам стало подаваться в баки самолётов. А до этого бензин доставлялся вручную вёдрами к машинам, терялось много времени, энергии и горю-чего. В центральном аэроклубе имени Чкалова высоко оценили новшество нальчикских авиаторов, и впоследствии оно нашло применение в других аэроклубах. Авторы рацпредложения были премированы ценными подарками. Со временем наш аэроклуб стал признанной школой отважных лётчиков, базой подготовки резервов для Ейского морского авиационного училища. Клуб внёс достойный вклад в воспитание молодёжи в духе советского патриотизма. Нальчикский аэроклуб тридцатых воспитал для страны Героев Советского Союза А. Байсултанова, К. Карданова, А. Канкошева Н. Канукоева, Н. Диденко, С. Стеблинского, заслуженного лётчика-испытателя И. Чабдарова, морских лётчиков братьев Владимира и Арсена Кафоевых, X. Хабазо-ва, В. Хидешели, Б. Хамдохова, А. Тхакумачева и многих других мастеров лётного дела.

* * *Более полувека не было в Кабардино-Балкарии аэроклуба. Его повторное открытие состоялось в 1996 году – это заслуга ветеранов, курсантов аэроклуба тридцатых годов, а также бывшего председателя республиканского комитета ДО-СААФ, капитана первого ранга в отставке Нарчу Битуева и лётчика гражданской авиации Владимира Таласова. С первых дней открытия аэроклуба стараниями его начальника Владимира Назировича Таласова был установлен хороший контакт с республиканским центром технического творчества Кабардино-Балкарии (директор Х. М. Дикинов), и в частности, с аэрокосмической лабораторией центра, руководимой В. И. Алтуховым. Со дня открытия аэроклуба в 1996 году была приобретена авиатехника: самолёты Ан-2, ЯК-52, Вилта-35. Ежегодно в День авиации на полевом аэродроме в станице Котляревской, где были построены просторные ангары и мастерские, проводились большие праздники. Сюда приходили с утра празднично одетые люди. Перед началом встречи с «боевыми соколами» Великой Отечественной войны и ветеранами ВВС проводился показ авиационной техники, сияющей в лучах утреннего солнца. К сожалению, аэроклуб Нальчика с 2004 года перестал работать в связи с отсутствием финансирования. Но, может быть, придёт время, когда Нальчикский аэроклуб вновь возродит-ся, как феникс из пепла? Подготовил

Олег Лубан

P.S. А о том, как отважно воевали лётчики из Кабардино-Балкарии на фронтах Великой Отечественной войны, мы расскажем в следующем номере газеты.