Нальчик

«Если не удается помочь, остается внутренняя неудовлетворенность»

Татьяна Тхагапсова — человек сдержанный и можно было бы даже сказать, что строгий, но в процессе общения понимаешь, что это не строгость, а привычная для учителя манера держаться, что не мешает ей быть очень открытой и обаятельной. Уже шестнадцатый год Татьяна Александровна возглавляет коллектив МКОУ СОШ №11, одной из старейших школ Нальчика. А кроме того, она является депутатом Совета местного самоуправления городского округа Нальчик – председатель постоянной комиссии по делам молодежи, культуре, спорту и связи с общественными организациями и член комиссии по социальным вопросам, образованию, здравоохранению. Мы поговорили с ней о разных сферах ее деятельности.

— Татьяна Александровна, сколько лет вы уже являетесь депутатом?

— В Совете местного самоуправлений я состою с сентября 2018 года, это мой первый опыт. Хотя когда-то, еще работая в райкоме комсомола, я избиралась в Городской совет депутатов трудящихся. Но сроки полномочий тогда были поменьше, и на мой взгляд, в то время это было более формально. Сейчас большая открытость у Совета, больше людей знают о том, что кто-то может им помочь. Больше демократии, наверное, стало.

— Сейчас, на ваш взгляд, изменения есть? К вам часто обращаются?

Я все-таки человек публичный, меня знают очень много родителей – 1200 учащиеся в школе в этом году, каждый год мы выпускаем учеников, и почти все они жители района Александровка. Поэтому приходят ко мне не только по вопросам образования, но и по своим личным. Я живу в Адиюхе, и там тоже знают, что я депутат – жители поселка обращаются ко мне в основном по вопросам благоустройства. Работа с гражданами идет постоянно: если я могу помочь человеку, помогаю сразу, если сама не могу ничего сделать и решение зависит от каких-то иных структур, то приходится звонить, писать обращения. Конечно, если не удается помочь, остается внутренняя неудовлетворенность. — С чем люди приходят чаще всего? — Часто обращаются с такими вопросами, которые депутат муниципального уровня не всегда может решить. В этом случае наша задача состоит в том, чтобы разъяснить, объяснить, посоветовать. Например, ко мне на прием приходила женщина, которой через три года после онкологической операции сняли инвалидность. На мой запрос в центр медико-социальной экспертизы пришел ответ, что организация не разглашает данные о пациентах, существует врачебная тайна и т.д. Я выяснила, что есть прецеденты восстановления инвалидности через суд, что я ей и посоветовала сделать, порекомендовав, к кому из юристов можно обратиться за консультацией, зная, что это квалифицированный специалист из числа моих бывших учеников. Была еще одна женщина, которая обратилась в общественную приемную Единой России, где я вела прием. Ей нужна была материальная помощь: свои небольшие сбережения она отдала дочери, в доме которой случился пожар, а у нее самой накопились долги по коммунальным услугам. Оказалось, что она ветеран труда. Я обратилась в Совет ветеранов и Министерство труда и социальной защиты. Ей помогли.

— Были какие-то «городские» вопросы, решение которых вам кажется особенно важным?

— Это установка светофора перед школой. Это навсегда останется! На данном пешеходном переходе за последние 2 года произошло несколько ДТП с участием наших детей, причем, виноваты были не дети. Мы с родительской общественностью подготовили обращение к Главе республики с просьбой установить светофор. Благодаря Главе КБР Кокову К.В. и Главе местной администрации г.о. Нальчик Ахохову Т.Б. перед 1 сентября 2019 года был установлен «умный» светофор.

— Говоря о школе, не могу не спросить, как вы преодолели период дистанционного обучения?

Кажется, школа особенно пострадала в пандемию Год был очень сложный. В период дистанционного обучения объем работы педагогов увеличился в разы. Большая нагрузка легла и на плечи родителей. Совместно мы пережили этот период. Детям из малообеспеченных и многодетных семей были предоставлены технические средства обучения – компьютеры, ноутбуки. В школе их на сегодняшний день достаточное количество, так как образовательное учреждение участвует в проекте «Цифровая образовательная среда». Мы приобрели большой опыт использования дистанционных технологий, которые можем успешно применять в различных ситуациях.

— То есть педагогический коллектив и школа в целом оказались готовы во всех смыслах к такому испытанию?

— Все зависит от чувства ответственности тех, кто работает. Я не хочу сказать, что удалось добиться стопроцентного соответствия интенсивности обычного учебного процесса, но больших пробелов в знаниях, занятиях удалось избежать. Я могу судить даже по своему внуку, который в прошлом году учился в первом классе: все проводилось строго по расписанию, очень организованно. Так что, могу сказать, что педагогический коллектив сделал все, чтобы пройти этот период без потерь, и оказался готов к этому в большинстве.

— Так радостно слышать в коридорах детские голоса…

— Мы очень этого ждали. Когда в период самоизоляции приходилось работать в школе, то тишина в коридорах была просто убийственной. Мы даже за летние каникулы успеваем соскучиться, а тут с апреля по сентябрь не слышали детских голосов…

— Ваша школа особенная, это чувствуешь, как только вступаешь на ее территорию. И ведь ее история тесно связана с историей города?

— Когда-то ваша газета писала о нашей школе. Ее история берет начало с 1854 года. У нас в музее есть копии всех документов, касающихся школы. Конечно, еще есть белые пятна, но мы пытаемся их заполнить, сотрудничаем со многими ведомствами. А в этом здании школа находится с 1955 года, первый выпуск был в 1956-м. Здесь особенная атмосфера, это часто отмечают родители. Некоторые семьи из поколения в поколение приводят сюда своих детей. Коллектив у нас особенный – сплоченный и творческий, который совмещает традиции и новаторство в преподавании.

— Я вижу, что атмосфера в школе очень демократичная: за время нашего разговора ребята несколько раз заглядывали в ваш кабинет, чтобы просто поздороваться. — Конечно, так и должно быть. Самые маленькие, кто еще не может запомнить имени, отчества, могут поприветствовать меня словами «Здравствуйте, директор!» Они подходят без робости и стеснения. Для детей и родителей двери моего кабинета всегда открыты, они могут обратиться по любому вопросу.

— А какой предмет вы преподавали и ведете ли уроки сейчас?

— Я преподавала русский язык и литературу. После того, как стала директором, еще пять лет вела часы, но сейчас уже отказалась от этого: невозможно совмещать преподавание с административной работой. Но очень скучаю по урокам, по такому общению с детьми. Когда посещаю уроки учителей, всегда получаю огромное удовольствие.

— Вы так много делаете для Нальчика и нальчан. Вы родились здесь?

— Нет, я с Донской земли, из Ростовской области. Я приехала в Нальчик, потому что вышла замуж, попала в кабардинскую семью. И я считаю, что это большое счастье. Я многому научилась у кабардинцев. Я рада, что большая часть моей жизни прошла в Кабардино-Балкарии, в Нальчике, это моя вторая родина. И школы это тоже касается: пришла учителем в 1986 году, с 2003 по 2005 гг. была завучем, а потом стала директором. Мои дети окончили эту школу, теперь внуки учатся. Поэтому мой долг как человека, педагога и депутата делать все, что в моих силах для своей школы, для нашего города и его жителей.

Беседовала Марина Битокова