В графических редакторах имеется функция «удалить информацию о цвете». В последнее время, мне кажется, что наша жизнь подверглась редактированию цвета и света. В обществе витает какой-то синдром тоски, различимой уже невооружённым глазом. Возможно, на это влияют сплин Кавказской Венеции и пандемическая депрессия, но на улице редко сегодня встретишь улыбающегося человека. Все ушли в себя, заткнув органы слуха наушниками и потупив взгляды в смартфоны. Даже на дежурный вопрос: «Как дела»? — знакомые уже не отвечают дежурным «Нормально». Отсутствие серотонина и окситоцина реально сказывается на состоянии людей. Понятно, что прошедший год дался нам всем очень тяжело, но я не могу вспомнить года, которые давались нам легко. Даже в пресловутые девяностые люди как-то жили с надеждой, что все станет хорошо. Да оно и становилось, иногда. Ненадолго. Как в песне из фильма о Штирлице. Но потом какой-нибудь дефолт, обмен денег, инфляция, девальвация и дальнейшая акклиматизация к новым реалиям. Как же надо жить, чтобы со щемящей тоской вспоминать о тоталитарном режиме. И тут меня могло бы занести в сравнительный анализ, но я воздержусь, хотя дети крутят пальцем у виска, когда я им рассказываю о кутежах, балах и турнирах за пять рублей. По моим наблюдениям, люди доживают прошлым. Донашивают старую одежду, доезжают когда-то купленные автомобили, досматривают и дослушивают взятую когда-то в кредит и в рассрочку аппаратуру. Мы погрязли в кредитах, как грешники в грехах. Дискотеки стали менее популярными, чем ипотека. Когда-то, чтобы Харт жил в своём доме, я взял ипотечный кредит. Так вот, за десять лет плена в очень хорошем банке я переплатил такую же сумму, которую брал, но понял, что ипотечный кредит продлевает жизнь, улучшает здоровье и стимулирует мозговую деятельность. Ты каждый день думаешь, как бы не крякнуть досрочно, чтобы твои дети не стали правообладателями твоих долгов. Мы давно забросили игру в карты и тасуем пластиковую движимость. Но я все чаще замечаю, что к терминалам в магазинах для расплаты подносят не дебетовые, а кредитные карты, а это значит, что расплата в виде пополнения карты неминуемо наступит. Идиоты и романтики придумали, что счастье не в деньгах. Возможно, в стародавние времена, когда у тебя было копье и шпага, деньгам и не придавалось значения, и любовь к бедной пастушке наполняла твою жизнь смыслом. Сегодняшняя молодежь мыслит другими категориями, и редко кто согласен на рай с милым в шалаше. Определителем счастья и хорошего настроения стали, как бы кто ни сопротивлялся, деньги. Да они и всегда были индикатором хорошего самочувствия. А сейчас в век потребления без них ты просто неудачник. Можно, конечно, блистать умом и знаниями. Но они уже почти никому не нужны. Нужна красивая обертка, которую щедро дарят Инстаграм и Тик-Ток. Виртуальное счастье и успешность других не очень сильно помогают в добывании хлеба насущного. Так откуда взяться радости, если ты сплошь в обязательствах, кредитах и обложен новостями о потопах, стрельбе и прочих катастрофических для мозга известиях. Неоткуда. И вот идём мы в серых и чёрных одеждах и с такими же лицами к светлому будущему, все чаще оглядываясь назад, где были радиолы, один телевизор на квартал и серый хлеб, но были радость и счастье. Буквально вчера прочитал инструкцию к популярному лекарству, название которого заканчивается на «зол». Чтобы и вы немного развеселились, приведу некоторые выдержки: «Уменьшает или устраняет чувство тревоги, озабоченность, плохое предчувствие, опасения, раздражительность, напряженность, пугливость, плаксивость, чувство беспокойства, неспособность расслабиться, бессонницу, страх, депрессивное настроение, соматические проявления тревоги». Далее все в том же духе. Эликсир молодости, бодрости и радости какой-то. Надо закупить таблеток, купить лотерейный билет с миллиардным джек-потом, завести страничку в социальных сетях — и будет вам счастье. Но где-то же оно есть в реальности. Давайте его звать, говорить друг другу приятные вещи, не завидовать и не сплетничать. Тогда, возможно, оно вернётся. Ведь, счастье было раньше, а когда оно есть, его просто не замечаешь.
Арсен Булатов, главный редактор