Нальчик

«Хотелось бы больше внимания уделять самим детям…»

Показатель уровня здоровья детей сейчас – это то, насколько здоровым будет костяк нашего общества через 20 лет. Этот показатель складывается из различных факторов: политика государства в области охраны здоровья детей, отношение общества к детству, семья. Мы часто слышим, что за последние 20-30 лет здоровье детей становится только хуже. Родители детей поколения 80-х даже не слышали о многих болезнях, которые в настоящее время в практике педиатров считаются повседневными, часто наблюдаемыми. Верно ли подобное наблюдение и каковы общие проблемы современной педиатрии, мы постарались узнать из нашей беседы с практикующим врачом педиатром Хашевой Ириной Адамовной, общий стаж работы которой составляет более 30 лет.

— Как изменилось общее состояние здоровья детей за 30 лет вашей практики?

— Наблюдая динамику изменений в общем состоянии здоровья детей, могу с уверенностью утверждать, что оно, к сожалению, ухудшилось. В начале моей работы в качестве врача педиатра здоровых детей было больше в процентном соотношении. В последнее время мы радуемся 2-й группе здоровья наших маленьких пациентов. Вторая группа здоровья — это когда есть незначительные функциональные нарушения: нет хронизации процесса, просто сопротивляемость организма немного снижена, но, как правило, она быстро восстанавливается. Сейчас я даже приятно удивляюсь, когда принимаю на свой участок здорового ребенка. Очень много детей стало рождаться с инвалидностью.

— Как, по-вашему, с чем это связано?

— Если говорить об увеличении количества врожденных патологий, то тут большую роль играет, помимо генетики, качество жизни будущих родителей. Если мы говорим о приобретенных заболеваниях, то можно предположить, что их причиной могли стать такие факторы, как плохая экология, снижение качества потребляемых продуктов питания, зависимость от гаджетов, введение новых норм обучения для школьников. Кроме этого, изменился сам институт семьи и брака. Если раньше люди проводили свой досуг в основном общаясь с друзьями, родственниками, соседями, то сейчас такое «живое» общение заменили гаджеты. При этом сами родители, утратив этот навык общения, стали неспособны передавать его своим детям. Отсюда и увеличение числа дезадаптированных детей. Всё реже мы можем видеть детей, играющих во дворах в подвижные игры. А это влечет за собой проблемы в сфере опорно-двигательного аппарата. — Какие еще заболевания вышли на первый план в настоящее время?

— В основном это заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата – заметно сильно возросло количество детей с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием. К сожалению, в последние годы резко возросло количество детей с аутизмом. Частым стал диагноз СДВГ синдром (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Всё тот же технологический прогресс, а также изменение стандартов обучения привели к невротическим и офтальмологическим патологиям у детей. Очень сильно повысилась аллергизация детей.

— Если разделить детей на три возрастные группы: младенцы до года, дошкольники и школьники, то какие заболевания наиболее характерны для каждой из этих категорий?

— Для младенцев первого года жизни, помимо врожденных патологий, характерен синдром раздраженного кишечника (частые срыгивания, колики), отиты, риниты, атопические дерматиты. Дошкольникам, которые начинают свою социальную жизнь, приходится адаптироваться к групповым инфекциям (ОРВИ, энтеровирусы, ротовирусы). Также отмечаются аллергические заболевания. У школьников мы наблюдаем чаще всего заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дискинезии, колиты), и опорно — двигательного аппарата, связанные именно с позвоночником. Кроме этого, по причине большой нагрузки в школах для них характерны неврозы различного генеза, тики, а также офтальмологические нарушения.

— Что вы можете назвать прогрессивными улучшениями в педиатрии за последние 30 лет?

— Одним из отличий педиатрии от других отраслей медицины является то, что многие наши пациенты не способны в силу возраста рассказать о своих симптомах, что вызывает некоторые трудности в постановке диагноза. Так вот в качестве основного улучшения в нашей работе могу назвать появление технических средств, направленных на более точное определение диагноза. Например, недавно нам предоставили такой прибор как пульсоксиметр, позволяющий измерять концентрацию кислорода в крови. Появились МРТ и КТ для улучшения диагностики сложных случаев заболеваний у детей.

— Чему, на ваш взгляд, уделяется недостаточно внимания в педиатрии?

— Хотелось бы больше внимания уделять самим детям. А именно диагностике, профилактике и самому лечению. Очень много стало нагрузки в плане бумажной работы: отчеты, переписи, ведение журналов, заполнение многочисленной документации, при том, что все эти данные необходимо дублировать и в компьютер. Настолько много времени уделяется бумажной работе, что стало не хватать времени на осмотр самих детей, а ведь в этом и есть смысл нашей работы. В компьютеризации есть свои плюсы, но сложность состоит в том, что бумажную работу при этом тоже необходимо выполнять. В итоге мы тратим время на двойную работу. С недавних пор время, которое дается на осмотр ребенка, сократили с 15 до 12 минут. За это время мы должны осмотреть ребенка, внести запись в карточку, внести в компьютер, при необходимости выписать направления на анализы. Мы, конечно, делаем всё для того, чтобы качество предоставляемых медицинских услуг при этом не ухудшалось, но в последнее время это становится делать всё сложнее и сложнее.

— Какие рекомендации вы можете дать родителям для поддержания здоровья детей?

— Методы, которые я назову, наверняка, известны многим родителям. Я только рекомендую стараться их соблюдать. Профилактикой трудноизлечимых или неизлечимых инфекционных болезней была и остается вакцинация. В качестве общеукрепляющих методов могу назвать создание здорового микроклимата в помещении, где находится ребенок – поддержание правильного уровня влажности и температуры. Пускай ребенок побольше двигается, гуляет на свежем воздухе. Избегайте самолечения, особенно антибиотиками. Соблюдайте предписания врача. А главное – просто любите своих детей!

Мирра Амирова