Нальчик

Защита от взрослых

Есть замечательный фильм «Жизнь прекрасна», в котором главный герой, попав во время Второй мировой войны с маленьким сыном в концентрационный лагерь, спасает его, ведя некую игру, ценой собственной жизни. Ради детей мы способны на многое. Когда им плохо, забываем о собственных болячках, откладываем для них самые лакомые кусочки. Зная, что не всегда они нам ответят взаимностью, совершаем ради них маленькие подвиги. Это нормально. Это закон природы. Homo sapiens, хоть и животное с высокой организацией жизнедеятельности, следует древнему инстинкту – заботе о своих детенышах.

Мне неведомо, почему официально День защиты детей отмечается только раз в году. И что это такое – защита детей? Я понимаю – станция защиты растений. Купил медный купорос или прочие химикаты, обработал куст или дерево, и всякая вреднонасекомая нечисть издохла. А как защитить детей? Где формула? Не отправлять в школу? Запретить на людях разговаривать по мобильнику и оградить от социальных сетей? Не выпускать во двор, где плохие мальчики и девочки покажут им дурной пример? И вообще можно ли защитить ребенка в наше время и от кого?

Думаю, что буду неоригинален, если скажу, что детей, прежде всего, нужно охранять и защищать от взрослых. Не мы ли, порой, отворачивая взгляд, продаем пацанве сигареты и прочую отраву. У тебя нет денег на пачку? – пожалуйста, продадим поштучно. Травись, мальчик, и приходи еще. А мой сыночек не такой, он никогда не закурит и не притронется к алкоголю. Знакомая картинка. Нам всегда кажется, что наши собственные дети красивее, умнее и лучше других, что они исключительные. А где же тогда известная формула «чужих детей не бывает»?

Почему беспризорник, который протягивает на улице руку за милостыней, кажется нам персонажем из другой жизни, а пьяные мамаша или папаша, избивающие своего ребенка, нас не особо волнуют? Ребенок, которого в детстве бьют, тоже будет бить, но уже став взрослым. И где уверенность, что на пути его агрессивной эволюции не попадутся ваши дети или внуки. Почему, когда по телевизору передают репортаж о том, что в российском городке пропал очередной ребенок, мы смотрим и слушаем так, как будто это нас не касается. Ой, как касается. И должны мы требовать от государства централизованной защиты наших детей. Поскольку, если я набью морду хулигану, который терроризирует район, не давая прохода детям, меня тоже обвинят в хулиганстве.

Я, как лицо частное, не имею права судить и наказывать того, из-за кого жизнь сотни людей в опасности. Надо действовать сугубо в рамках закона с применением мер воспитательного характера и привлечением общественности. Однажды у моего маленького соседа на Новый год пьяный мужчина хотел отнять новогодний подарок, который мальчишка гордо нес домой из школы. История настолько меня шокировала, что я по приметам искал этого подонка. Не нашел. А мальчик несколько месяцев практически не появлялся на улице и ходил в школу только в сопровождении старших. Когда-то в городке, в котором прошло мое детство, меня, семилетнего пацана, увели со двора, в котором я и мои сверстники находились с утра до вечера. Через десять минут все жители нашего дома искали меня по городу. Нашли. В кондитерском отделе соседнего гастронома незнакомые мужчина и женщина покупали мне конфеты.

Окружившей их толпе они объяснили, что я очень похож на их сына, который погиб под колесами машины. Им поверили, поскольку нельзя было не верить. В то время такими вещами не шутили. У меня почему-то стойкое ощущение, что те взрослые были намного взрослее взрослых нынешних. Кто сейчас, как моя бабушка и сотни других бабушек, сможет ради прокорма детей ходить пешком из Баксана в Тырныауз, чтобы совершить натуральный обмен продуктами? Можно возразить, что время сейчас не то и никуда пешком ходить не надо. А может, надо пройти пешком несколько шагов, чтобы спросить у своих или чужих детей: «Что тебе сейчас надо?» и, узнав, просто попытаться помочь. Пусть разово, но дать почувствовать, что ты можешь, что ты большой и сильный. Не сюсюкая, а по-взрослому убедить их, что они просто дети и нуждаются в нашей помощи. Возможно, тогда хотя бы на одну обиженную детскую душу станет меньше. Есть у нас народная мудрость – не дай вам Бог испытать голод и горе детей. Я видел отцов и матерей, которые, опустив в землю своих детей, сразу становились старыми и теряли всяческий смысл дальнейшей жизни.

Я знаю нальчан, ездивших в прифронтовые города, чтобы усыновить детей, которые остались без родителей. Без детей нам плохо, они связующее звено между прошлым и будущим, без которого нить самого нашего существования просто обрывается. Одним из страшных проклятий считается проклятие «Чтоб в твоем доме не звучал детский смех». Боже нас всех от этого сохрани. Дети, живущие в детских домах и испытывающие дефицит ласки, начинают сами себя укачивать, и это проходит, когда ребенка обнимают и успокаивают. Приближается День защиты детей, давайте сделаем хотя бы в этот день счастливыми несколько мальчишек и девчонок. И пусть хотя бы на короткое время они забудут о синдроме одиночества, которое часто испытывают, находясь во взрослом обществе.

Арсен Булатов, главный редактор