Нальчик

Мажит Жангуразов: «Теперь они должны служить своему народу»

Директор Балкарского театра им. К. Кулиева Мажит Жангуразов был одним из инициаторов набора балкарской студии. Именно он с коллегами четыре года назад ездил по отдаленным балкарским селам в поисках талантливых молодых людей, будущих артистов своего театра.

— Мажит Байдуллахович, перед выступлением щукинцев вы озвучили, что с большим трудом нашли желающих учиться в балкарской студии…

— Это так. Представьте: конкурс в Институт им. Щукина – 300 человек на место, такой ажиотаж по стране. А наши не хотели пойти на готовые целевые места… И дело не в том, что нет талантливых или достойных. Это тенденция не только балкарского театра, но всего Кавказа. Я не снимаю с себя ответственности. Если бы мы, кавказские театры, ставили более качественные, более масштабные, более интересующие зрителя спектакли — и профессия наша была бы более престижна. По разным причинам сейчас мы оказались далеки от народа. Любое полотно, будь то местная драматургия или мировая, должны отвечать на вопросы, которые волнуют зрителя. Режиссер должен знать то, что не знает публика или даже актеры. Театр должен знать то, что уже завтра может волновать зрителя – не то что сегодня. А у нас бывает, что ставятся спектакли, которые волновали людей вчера. Опаздывать нельзя. Классика многогранна, там много пластов. Вытаскивай то, что надо сейчас зрителю и посылай в зал именно такую телеграмму, которая разбудит и будет цеплять. Кроме престижа, молодых актеров волнуют финансовые вопросы — зарплата, жилье. И я не знаю, что им ответить…

— Не только в Москве и Питере, но и в других городах России в театрах аншлаги, билеты раскупаются задолго до премьеры. Что не так с нами?

— Многие кавказские театры сейчас на подъеме. И все же этот подъем не соответствует подъему театров России. Бывают очень удачные спектакли, на уровне больших театров. Но в общем репертуаре мы уступаем. Возможно, мы не уступаем по названиям репертуара, где могут быть имена великих драматургов. Но удачных постановок не так много, как хотелось бы. Истоки в нашем менталитете, в отношению к культуре, как к представлению. Наш зритель ментально привык к динамике, пению, пляскам. Это не потому, что мы бескультурные. Просто природа, география Кавказа, его традиции влияют на восприятие зрителя. И мы должны учитывать эту специфику в своей работе.

— Последняя балкарская студия, получившая столичное образование в ГИТИСе, вернулась в театр 30 лет назад. Среди студийцев были и вы. Как вы считаете, такая частота приемлема?

— Хорошо, что у нас есть Северо-Кавказский институт искусств, откуда в театр пришли несколько достойных актеров. Но это не выход из положения. Обязательно должны сохраняться традиции подготовки кадров в столичных вузах. За многолетнюю историю балкарского театра были замечательные актеры, которые работали и вовсе без образования. Но это исключения. А правило таково, что нам не обойтись без актеров, прошедших обучение в Москве или в Петербурге. Это совсем другой масштаб, взгляд и понимание искусства. Эти пятеро щукинцев очень важны для нашей культуры. С ними мы уже лет десять можем жить безбедно. Нам гораздо легче будет воплощать творческие задачи с таким пополнением. У этих ребят уже выработана дисциплина и уважение к профессии, они знают, как реализовываться, как строить роль. Пришли готовые кадры, любящие театр. Проживание в общаге, стипендию от республики и педагога по балкарскому языку оплачивал Балкарский театр и Министерство культуры КБР. Теперь они должны служить своему народу, искусству Кабардино-Балкарии, должны все самое лучшее, что взяли там, реализовать здесь.

Алена Мякинина