Нальчик

Отто Фредриксон: «Я полюбил Нальчик за местную кухню!»

О футбольном противостоянии России и Финляндии на ЕВРО2020 говорили не очень много. Но после того, как россияне проиграли бельгийцам, а финны выиграли у датчан, все изменилось.

Раньше у нас в стране считалось, что финны с трудом отличают футбольный мяч от регбийного и умеют играть только в хоккей. Но теперь наши болельщики уже не так уверены в результате предстоящего матча. Обсудить предстоящее противостояние и спрогнозировать результат я предложил единственному финскому голкиперу в истории российской премьер-лиги, вратарю нальчикского «Спартака» в 2010-2012 годах Отто Фредриксону. Надо признать, что финн был заметной фигурой в составе нальчан. Можно вспомнить, что он в первых восьми турах пять раз отстоял «на ноль». Не смогли поразить его ворота ни махачкалинский «Анжи», ни новосибирская «Сибирь», ни самарские «Крылья Советов», ни московские «Спартак» и «Динамо». Хотя недоброжелатели могут припомнить вратарю гол игрока «Амкара» Сиракова ударом от бокового флажка с нулевого угла. Именно в Нальчике в 2012 году Отто получил тяжелейшую травму и практически закончил карьеру – через 4 года чуть-чуть «попылил» в любительской норвежской лиге, но не ушел из футбола, став тренером «Тромсе». Но Фредриксон объяснил, что информация давно устарела.

– Я давно ушел из «Тромсе» и даже поменял работу. Сейчас реализую себя в рыбной индустрии. В Норвегии это одна из главных отраслей, а моя компания — одна из лидирующих на международном рыбном рынке.

— То есть с удочкой и сетью?..

— Моя зона ответственности — продажи на международном рынке. У нашей компании много клиентов. Это хороший бизнес. — Почему решил завершить тренерскую карьеру? — Мне кажется, любой человек должен отдаваться любимому делу на сто процентов. Я посвятил футболу много лет, но мне хотелось попробовать чтото еще, посмотреть на мир под другим углом. Профессиональный футбол очень требователен, необходимо все время фокусироваться на нем. Я решил, что не могу так и лучше попробую что-то другое. Но я ушел только из клуба, а не из футбола. В свободное время я тренирую детей в «Тромсе», а еще консультирую игроков. — Почему уехал из родной Финляндии?

— Мы с семьей уже давно живем в Норвегии — я здесь завершал игровую карьеру, родные освоились. К тому же, мы не так уж далеко от Финляндии. — Вспомним 2010 год. Ты тогда перешел в нальчикский «Спартак», и это было пикантно — суровый финский парень в южном российском клубе. — В то время российская премьер-лига была сильна. Это был хороший вариант для развития футболистов. Она активно пополнялась качественными тренерами и игроками из-за рубежа. К тому же, Нальчику тогда требовался голкипер. Так что, у нас все совпало. Кроме того, стать первым (и единственным голкипером) из Финляндии в РФПЛ – это хорошо. — Но это же не Москва или СанктПетербург, а Нальчик, Северный Кавказ… — Думаю, мои одноклубники больше меня боялись, чем я — Кавказ!

— Почему? — Я из Финляндии, а мы упертые, жесткие. Если серьезно, то я не видел причин для переживаний. Меня очень тепло встретили как в клубе, так и в городе. Да, о неспокойной обстановке на Кавказе я был наслышан, но все происходило в соседних республиках. Кстати, я же изучал русский язык — мне он был необходим для общения, ведь в Нальчике немного людей говорят поанглийски. Когда выучил язык на базовом уровне, стал ближе к людям, границы стерлись.

— Сейчас помнишь русский? — Многое помню, но не все. В то время было важно не только понимать установки тренеров, сколько шутки партнеров. Иначе меня бы постоянно выставляли дураком. Представьте, все смеются, а ты нет. — Кто был вашим лучшим другом в команде?

— У нас было очень много прекрасных людей. С первого дня реально помог грузинский нападающий Давид Сирадзе. Он играл в Германии, как и я, так что, мы могли обсуждать все на немецком языке. Еще отмечу Сергея Кращенко — тренера вратарей. Знаю, что сейчас он в тульском «Арсенале».

— Кого из одноклубников помните? — Да всех! Много грузинских игроков: Александр Амисулашвили, Гогита Гогуа, Давид Сирадзе. Помню Миодруга Джудовича, капитана команды. Он «Мистер Нальчик», много лет там провел. Играл и другой черногорский футболист — Милан Йованович. Помню Владимира Кисенкова, Валентина Филатова, Казбека Гетериева. И своего коллегу и предшественика, вратаря Деяна Радича. — Вспоминаете о тренере Юрии Красножане? Заете, что он возглавил женскую национальную сборную России?

— Красножан — один из лучших тренеров в моей карьере. Уважаю его очень сильно. Думаю, он важнейшая часть успеха нальчикского «Спартака». У него была отличная футбольная философия, и, главное, понятная: Красножан хорошо доносил все свои мысли до команды. Еще отмечу, что он хороший психолог. К каждому игроку нужен индивидуальный подход, и Красножан всегда его находил. На кого-то нужно кричать, кого-то похлопать по плечу. Все это привело к тому, что в первых турах чемпионата России мы лидировали в лиге. Сильный коллектив способен творить чудеса. — Чем тебя впечатлил Нальчик? — Повторюсь, что, когда выучил русский язык, стало легче общаться — можно было спокойно купить еду на рынке, сесть на маршрутку или такси. Нальчик — сплошной позитив. — По кавказской еде скучаешь? — Местная кухня — одна из причин того, почему я полюбил Нальчик. Необычайно вкусные салаты, овощи… Конечно, шашлыки и манты! Это было великолепно. Таких шашлыков нигде в мире больше нет. А еще в Нальчике мне понравилось местное пиво «Терек». Помню, у нашего клуба в администрации пивзавода были друзья. Это один из лучших напитков в мире!

— В 2012 году покинул российский чемпионат из-за травмы колена. Пропустил больше двух лет. Почему? — Даже три года. Но к моей травме Нальчик отношения не имеет. Когда находился в расположении сборной, получил тяжелое повреждение колена – не только разрыв крестообразных связок, но и сопутствующие травмы — полный комплект. Врач мне еще тогда сказал, что для нормальной жизни колено подойдет, но не для футбола. Мне сделали очень сложную операцию, реабилитация проходила нормально, во французской клинике. Но через год случился рецидив — и я снова выбыл надолго, надо было все начинать сначала. Никто не верил, что я вернусь. — И вернулся.

— Я горжусь этим! К счастью, отыграл несколько лет в Норвегии и там же завершил карьеру. Играл уже ради удовольствия — не стремился куда-то уехать, хотя предложения были. В 2017-м закончил с футболом — не хотел больше рисковать. Главное, что сейчас я могу без боли ходить, даже бегать, в том числе на лыжах. — Как на вашей родине отмечали дебютный выход Финляндии на крупный турнир?

— Да, мы ждали этого всю жизнь. Когда я играл за национальную сборную, мечтал дойти до финальной части крупного турнира. Для финнов это всегда было недосягаемой мечтой. Никто не верил, ведь так много раз мы были близки, но не выходили. Сейчас все счастливы. — Что думаете о победе Финляндии над Данией? — Это была особенная игра, и счет ушел на второй план. Все думали только о Кристиане Эриксене (датский игрок был в состоянии клинической смерти). И хорошо, что сейчас все могут облегченно вздохнуть, видимо, не все так плохо, как мы предполагали. Я рад, что игра продолжилась после паузы. Это было верным решением. — Не думаете, что датская команда проиграла, так как была шокирована произошедшим?

— Но на финскую команду это тоже повлияло. Все были на поле, все это видели и были шокированы. На месте Эриксена мог оказаться кто угодно — и финский, и датский игрок. Каждый думал о том, что это мог быть он. Как финн могу сказать, что мы не можем полноценно радоваться этой победе, хоть она и историческая. В других обстоятельствах наша радость не была бы такой сдержанной.

— Ясно, что сейчас шансы на плейофф повысились. А перед турниром вы рассчитывали на выход из группы? — Раз Финляндия смогла попасть на турнир, значит, есть и шанс на плейофф. Исландия пять лет назад показала, что даже дебютант и аутсайдер может удивить. У нас сильная группа, и Финляндия все еще аутсайдер, но чудеса случаются.

— Удивились, что Россия крупно уступила в первом туре?

— У Бельгии очень сильная сборная, один из фаворитов Евро. Не могу сказать, удивил ли меня результат, но точно известно, что матч с Финляндией для вас ключевой. Если Россия проиграет, то, скорее всего, не попадет в плей-офф даже с третьего места. Но у вас фантастический стадион, 50 процентов зрителей… Очевидно, что Россия все равно фаворит. Победа над Данией точно добавила нам уверенности в себе. Если Финляндия сыграет так же дисциплинированно, как в Копенгагене, то возможно все. Знаю, что по ударам мы сильно уступили датчанам, но Финляндия все равно может преподнести сюрприз.

— Твой прогноз? — Я предвзят, я же финн! Не думаю, что голов будет много: один, максимум два мяча. Надеюсь, счет будет 1:0 — в пользу Финляндии.

Виктор Шекемов

P.S. После того, как матч завершился со счетом 1:0 в пользу России, я набрал номер Фредриксона, но не смог дозвониться. Может быть, Отто в заграничной командировке. А может, просто не хочет слышать о своей неудаче в прогнозе. Я бы на его месте трубку точно не поднял бы.