Нальчик

Грильландия

«Самса, горячий самса», – выкрикивал смуглый разносчик еды. Мы лежали на пляже в Сочи, уже хотелось есть, но после того, как я взглянул на товарища с Востока, предлагающего изделие с мясом, есть расхотелось.

Сразу почему-то появились сомнения в чистоте продукта, а фантазия начала рисовать ингредиенты, из которых приготовлен аналог чебурека, — самыми безобидными из которых были котята. Этот приморский эпизод показался мне милой трогательной картинкой, когда я проезжал мимо Вечнозеленого рынка в Нальчике.

Сюрреализм увиденного заставил по-новому взглянуть на то, чем мы питаемся. Из багажника легкового автомобиля выгружали кур, которые, судя по их цвету, стали жертвами расовой дискриминации. Но, как говорится, на вкус и цвет… И дело вовсе не в цвете кожи цыплят. Стратегический товар для гриля сгружали прямо на землю, точнее на картонку, которая изолировала курочек от нашей кормилицы лишь на несколько миллиметров. Шел мягкий нальчикский дождь, в маринаде которого ощипанные пернатые казались группой женщин, принимающих насильственный душ. Через несколько метров от места приземления бывших несушек мужчина в грязном черном переднике на тачке вез партию убиенных баранов. Они лежали, выставив окорока, время от времени цепляясь конечностями за припаркованные автомобили.

Увидев все это, я решил есть из мяса только то, что добыл сам огнестрельным оружием или зарезал в ближнем бою. И, конечно же, соврал — уже в обед уминал шашлык, возможно, даже из того самого барана, на которого еще утром смотрел, как на новые ворота. Служил у меня во взводе человек, которому с моей же легкой руки дали прозвище «Гигиена». Сидели мы как-то в полевых условиях в засаленной палатке на собрании роты. При этом нас атаковали мухи различных калибров и оттенков, от которых все отбивались подручными средствами.

Когда полковник, проводивший собрание, приказал задавать вопросы, Мухамед поднял руку:

— А как тут у вас насчет гигиены?

— За что и получил это самое прозвище. Я хочу повторить его вопрос. Как у нас насчет гигиены и санитарии? Ладно, мясо. А что творится с хлебом, который сегодня выпекают все, кому ни лень. Его перевозят на всем – начиная с бричек, заканчивая сиденьями в автомобилях, на которых до погрузки хлеба сидело всякое. Как можно покупать хлеб, перевозимый до торговой точки в открытом пикапе? Говорить о том, что продавцы в хлебном отделе и не только должны быть в спецодежде, уже не приходится. И вовсе из разряда фантастики, если хлеб вам подадут щипцами. Хлебом насущным торгуют везде. В будках, где нет даже умывальника, вам предложат несколько его сортов и миллионы микробов. Это потом, терзаясь желудком, вы будете вспоминать: «А что же я сегодня ел»? И вряд ли вспомните. А не хотите ли айранчику в пластиковых бутылках, выуженных из мусорных баков? Если не верите, встаньте пораньше и убедитесь, что все бутылки, выброшенные вами накануне, в мешках тетенек, подбирающих их, перемещаются в направлении рынка. За них, говорят, дают даже какие-то деньги. Какую заразу вы подцепите, отведав такого кисломолочного продукта, особенно летом, можно только предполагать. Перейдя на рыночные отношения, наш народ, по-моему, забыл, что товары, в том числе и продовольственные, производятся для людей, и от их качества зависит здоровье нации. Мы говорим о генетически модифицированных продуктах, поступающих к нам из-за границы. Но чем они хуже наших доморощенных кур, «казненных» в подвалах и гаражах Адиюха в условиях суперантисанитарии, а затем реализуемых нам с пола… Уже в новейшей истории придумали выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Конечно же, никто из нас не стремится купить залежалый продукт, который вдобавок ко всему транспортировался и хранился в ужасающих условиях. Но, к сожалению, многое из того, что происходит, остается для конечного потребителя за кадром. Грязные тряпки, неприспособленные для хранения продовольствия помещения, нечистоплотные люди, для которых вал превыше всего. Безусловно, у нас стало больше выбора, но, как в старой рекламе, при всем его богатстве другой альтернативы нет. Заставить продавцов мыть руки после туалета, надевать колпак и белый халат мы, наверное, не сможем. Есть на это другие инстанции и санэпидемстанции. Но, вероятно, настало время подняться чуть выше уровня уличных хичинов и гриля в пыли. Давайте уважать себя и то, что мы едим. Больше продуктов чистых и разных! Больше людей здоровых, а стало быть, веселых. Это я ещё о магазинах наших не говорил, разнокалиберных и многомикробных. Вот, где ещё одна собака зарыта. Но это уже другая среда и четверг.

Арсен Булатов, главный редактор