Нальчик

Художественный универсум Светланы Мамоновой

7 августа в Музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко открылась выставка художника и скульптора Светланы Мамоновой «Образ. Форма. Цвет». В экспозиции представлены живопись, аппликация, скульптура и авторская кукла; это своеобразный итог сорокалетнего творческого пути художника.

На торжественном открытии выставки присутствовали председатель регионального отделения Союза художников Геннадий Темирканов, ректор Северо-Кавказской академии управления и общественный деятель Феликс Хараев, издатель Виктор Котляров и другие. Светлана Мамонова родилась в Тырныаузе, в 1983 году окончила Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, после чего вернулась в Нальчик и с тех пор участвует в выставочных проектах различных уровней. Как отмечают многие искусствоведы, Светлану отличают обращение к давно забытым традициям и техникам, к истокам древней русской изобразительной культуры и в тоже время поиски оригинальных решений. Ее работы выполнены в различных материалах (камень, дерево, бронза), направлениях (скульптура, живописные полотна с инкрустацией, иконография, прикладные и декоративные панно) и жанрах (портреты, натюрморты, жанровые композиции). Но что бы она ни делала, в ее произведениях остается особый, свойственный автору акцент, усиливающий сокровенное как следствие выбора собственного оригинального видения и нетрадиционной трактовки. Именно это определяет индивидуальный стиль Светланы Мамоновой, наполненный особой духовностью. В трех залах привлекают больше всего именно скульптуры, которые своей монументальностью и вместе с тем тонкостью не позволяют отвести от себя глаз, а удивительная техника с инкрустацией, росписью и вкраплением неожиданных элементов, как, например, бусины, металлические лепестки и т.д., позволяют раздвинуть границы скульптуры как искусства. А кроме того, позволяют зрителю увидеть по-новому то, что казалось привычным и, казалось бы, таким понятным.

В этом смысле особенно интересна работа «Ожидание»: фигура старухи, облокотившейся одной рукой на кривоватую палку, а другой рукой заслоняющей солнце у глаз. Она сосредоточенно вглядывается куда-то вдаль, выискивает знакомый силуэт. Кого она ждет? Дождется ли? Живы ли те, кого она ищет? Образ, созданный Светланой Мамоновой вызывает в зрителе не только вопросы, но и изумление техникой исполнения: выточенная из цельного куска дерева, эта фигура не выглядит ни громоздкой, ни монолитной, потому что за счет росписи создается живой и трепещущий образ. В свое время к одному из каталогов художницы предисловие написала филолог и писатель Наталья Анатольевна Смирнова, которая к тому же неоднократно организовывала в клубе «Александрия» обсуждения работ Мамоновой. К этим размышлениям о мире художника невольно обращаешься и сейчас: «Это творчество, ведомое философским поиском и пронизанное токами. Ее главным героем можно назвать Мыслеобраз, который проступает в каждом произведении Мамоновой, как напряженное размышление ее персонажей, их всматривание в мир и в себя… Главный объект творчества Мамоновой есть, по сути, Вселенная – в прямом и метафорическом смыслах: изгибающаяся, круглящаяся, спиралевидная, без знаков бытия которой невозможно представить этот художественный мир… Мир Мамоновой – мир, действительно целостный, являются ли его героями люди и вещи, знаки и символы, проявления Природности или артефакты… Мамонова – художник, стремящийся отобразить в своих работах Устроение Мира: сакрального, природного, человеческого».

Ирина Антонова

Фото Тамерлана Васильева