Нальчик

Лучший пар-мастер с Искожа

ГЕРОИ ЭТОЙ РУБРИКИ – НАШИ ЗЕМЛЯКИ, ДОБИВШИЕСЯ ЗАПРЕДЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Уроженец Нальчика Сергей Федосеев – известный в России массажист и пар-мастер. Чемпион Крыма по банному мастерству-2019, обладатель бронзы Международного онлайн-чемпионата по банному мастерству-2021. Также в его копилке Приз зрительских симпатий Соревнований по массажному мастерству-2016, проводимых ЦПРМ (Международный центр подготовки и развития массажистов).

— Как становятся массажистами в общем и целом можно представить. А как становятся пар-мастерами?

— На самом деле одно вытекает из другого. Во всяком случае, со мной произошло именно так. Азам массажа научился еще в Нальчике, у мамы. В Москву уезжал уже с желанием сделать это своей профессией. Моим первым учителем стал авторитет в мире массажа – Киров, это было еще в начале двухтысячных. И с тех пор постоянно учусь, ведь разновидностей массажа огромное количество. Мне довелось работать и в фитнес-клубе, делать спортивный массаж, восстановительный, гигиенический, профилактический. И в СПА – с методиками коррекции фигуры, лимфодренажным массажем. Изучал холистический пульсационный массаж. Если заглянете в интернет, вам объяснят, что этот вид массажа не что иное, как метод телесно-ориентированной психотерапии. По-простому – приведение в порядок нервной системы с помощью грамотных прикосновений с учетом индивидуальных особенностей человека: пол, психотип, типология физиологии, например, по подошвам и пр. В 2016-м на Чемпионате, где мне достался Приз зрительских симпатий, познакомился с людьми из мира бани. И выяснилось, что я ничего не знал об этом ремесле.

— У бани вообще такой стереотипный образ мужского клуба с распитием спиртных напитков и прочими радостями плоти. Либо образ советской городской бани, которая вызывает, скорее, брезгливость. — А еще среди стереотипов картинка, как один лупит другого со всей дури и потом, теряя сознание, все ныряют в снег. Что ж, баня бывает и такая. Но, как и в любом деле, есть самодеятельность и невежество, а есть профессионализм. Баня – это удивительное ремесло. А культура бани разных народов — это отдельная тема, со своими особенностями техники, процедурами, ритуалами… Что касается русской бани, то в ХХ веке многое было утеряно, забыто. Но в последние годы интерес к ней растет. Талант пар-мастера расцветет только на базе целого комплекса знаний и умений. Мне в этом смысле повезло, потому что я работал массажистом с конца 90-х. — Что нужно знать и уметь, чтобы называться пар-мастером?

— Не углубляясь в профессиональные дебри, просто скажу, что спа-мастер, пар-мастер должен обладать знаниями о лимфатической, кровеносной системах, биомеханике, технике парения, среди которых круговое, холодное, сухое, спортивное с растяжками, то самое холистическое, расслабляющее, тонизирующее и пр. Различные банные ритуалы, пилинги, обертывание, скрабы и т.д. Мой первый мастер в банном деле

— Владос Йокубаускас – президент Литовской банной федерации, вице-президент международной федерации спортивного парения, чемпион мира спортивного парения, главный судья Большого банного форума. Затем прошел обучение в московском клубе «Здрава» у Олега Рябикова. Это известная в среде мануальщиков, остеопатов и пар-мастеров личность. Он автор методик в области банных технологий, массажа, переносной бани — просто бездонная бочка знаний. Достаточно произнести имя Лекарь – и все поймут, о ком идет речь. Вот совсем недавно был у него на очередном обучении — висцералный массаж, массаж живота, правка жил… Каждый раз столько всего интересного. — Как проходят банные соревнования? И чем ты берешь?

— Просто я с Искожа, в этом все дело. Если без шуток, когда выступаю на соревнованиях, всегда говорю, что я из Нальчика, хоть и представляю Москву. У тебя есть 20 минут: 5 на презентацию, 15 на процедуру. Нужно рассказать о своей авторской программе: для чего, в каких температурах, в какой технике, в каком ритмическом диапазоне, в какой схеме и т.д. Например, последняя моя программа называлась «Восстановление через расслабление». Ты работаешь со своей моделью. В моем случае это был друг-спортсмен. Через стекло и камеру судьи и зрители могут наблюдать. Ты полностью обеспечиваешь себя инвентарем: матрас, простынь, веники, одежда, ведь это тоже часть авторской программы. — Знаю, что ты часто приезжаешь на родину, отдыхаешь в горах и всегда спускаешься на равнину с травами, растениями…

— Это как вдохновение от родной земли. Использую травы в изготовлении веников или в своих банных процедурах, фитотермальном массаже, чайной церемонии. Добавляю в различные пилинги, которые тоже делаю сам на основе соли, кофе, пшенки. Вообще, используя разные методики, больше склоняюсь к русской бане, где комфортно, мягко, не выше 60 градусов, где травы прекрасно себя чувствуют, где замечательные веники отдают свои фитонциды. Кстати, очередное заблуждение, что русская баня – это предельные температуры. Конечно, я могу сделать так, что и у любого сталевара все свернется. Но по душе мне более деликатный, бережный подход. А главное – индивидуальный. Сейчас как раз и работаю по таким принципам. Человек ко мне приходит надолго: от трех часов и дольше. Сюда входит беседа, узнавание, чайная церемония, комплекс массаж-парение, спапроцедуры. И каждый раз это уникально именно для этого человека. Или, положим, для двух. В последнее время все большей популярностью пользуется семейное парение.

Алена Мякинина