Информация о том, что ПАО «Телемеханика» поставит в ряд регионов Российской Федерации в десятке лидеров рынка инновационные ресурсосберегающие системы на 300 миллионов рублей, вызвала естественную гордость. Параллельно появилось желание узнать подробности. Заместитель генерального директора ПАО «Телемеханика» Юлия Деревянкина оперативно откликнулась на предложение редакции.
— Юлия Юрьевна, какую продукцию выпускает ПАО «Телемеханика» сегодня?
— ПАО «Телемеханика» развивается по нескольким направлениям. На предприятии разработаны и выпускаются энергосберегающие автономные системы, питающиеся от солнечной энергии. Эти автономные системы позволяют повышать безопасность дорожного движения в местах, где невозможно или нецелесообразно обеспечить подвод линий электросетей, и условно делятся на осветительные и светосигнальные. В 2019 году ПАО «Телемеханика» начало освоение производства интеллектуальных приборов учета электроэнергии и уже за 2020 год произвело более 40 тысяч модулей. Достигнутый уровень профессионализма и качества сборки позволил выйти на кратное увеличение объемов производства в текущем году. Наращивание объемов выпуска новых инновационных изделий все же не дает права уходить от производства традиционных востребованных изделий: контролеры дорожного движения, установки противоградовой защиты, установки для спуска лавин, приборы громкоговорящей связи, осветительные светодиодные приборы и т.д.
— Какая ваша продукция пользуется большим спросом? На что вы делаете ставку?
— В современных сложных экономических условиях больший объем выпускаемой продукции занимает контрактное производство интеллектуальных приборов учета электроэнергии по заказу ведущей в этой теме компании ООО «МилурИС». Эта тема будет актуальной несколько лет вперед в связи с подписанием в 2018 году Соглашения между Госкорпорацией Ростех и ПАО «Россети» и имеет перспективы расширения – увеличение объемов и номенклатуры собираемых модулей, производство корпусных деталей методом литья под давлением. Эти направления сейчас активно прорабатываются. Также большие перспективы на рынке имеют энергосберегающие автономные системы в силу разнообразности их применения, уникальности разработок наших специалистов и высокого экономического эффекта от их применения. У наших систем есть ряд функциональных возможностей, которые, кроме нас, в России еще никто не реализовал.
— Ваша продукция востребована в Кабардино-Балкарии или полностью уходит в другие регионы?
— Одни виды продукции востребованы, другие нет. На это есть свои причины. Автономные системы освещения и системы «Безопасный переход» не пользуются спросом в регионе по ряду причин, в том числе из-за высокой плотности прохождения электросетей. В нашей республике опытные образцы установлены по дороге в Приэльбрусье и трассе М-29 «Кавказ». Если возникнет необходимость, то будем устанавливать в регионе. Мощности предприятия достаточно для увеличения объемов. Противоградовые же системы, наоборот, очень актуальны. Ледяные дожди наносят ущерб угодьям республики на сотни миллионов рублей, поэтому противоградовые службы активно обновляют градобойные установки и увеличивают количество огневых пунктов воздействия. Противоградовые установки заказывают и ряд других южных регионов. В этом году произведено и законтрактовано более 30 установок защиты от града «Элия-МР». Остальные направления производства пользуются спросом, но требуют серьезной модернизации, чем сейчас и занимаются технические службы.
— Расскажите подробнее об автономных системах и их возможностях. Где они установлены, какие регионы закупают? Автономные системы освещения предназначены для освещения пешеходных переходов, мостов, путепроводов, пересечений автомобильных дорог I-IV технических категорий, кольцевых пересечений и других аварийно-опасных участков автомобильных дорог, автобусных остановок. Системы снабжены интеллектуальными контролерами, которые управляют их работой в зависимости от решаемых задач. Контролеры рассчитывают, прогнозируют и контролируют расход энергии на освещение и поддержание работоспособности аккумулятора при неблагоприятных погодных условиях – при низких минусовых температурах, отсутствии солнечных дней. Контролер не допускает полного разряда или избыточного заряда аккумулятора, максимально продлевая срок его службы. При низких температурах аккумулятор сохраняет специальный термобокс с подогревом. Системы автоматически включаются в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключаются в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. Предприятие «Телемеханика», располагая полным технологическим циклом производства (металлообработка, литье пластмасс, гальваническое покрытие металла, автоматизированный монтаж и программирование электронных модулей), современным оборудованием, квалифицированным персоналом, с каждым годом расширяет географию своих заказов. Автономные системы освещения подтвердили свою эффективность в реальных условиях эксплуатации на нерегулируемых пешеходных переходах, автомобильных трассах РФ М-5 Урал, М-4 Дон, А-260 Волгоград, Р-120 Орел — Смоленск и др. В настоящее время ведутся переговоры с представителями ООО «ФОНД”ИНЭК» о размещении на ПАО «Телемеханика» долгосрочного заказа на производство инновационных ресурсосберегающих автономных осветительных систем для дальнейшей установки в регионы РФ. Светосигнальные автономные системы, называющиеся «Безопасный переход», предназначены для привлечения внимания участников дорожного движения с целью обеспечения их безопасности. В системе «Безопасный переход» применены уникальные решения по обеспечению оптимального энергетического баланса, что позволяет гарантировать работу системы круглый год, исключая возможность разряда аккумулятора в зимний период. — ПАО «Телемеханика» входит в перечень предприятий оборонно-промышленного комплекса. Что сейчас производится для оборонки?
— Задача, поставленная В. В. Путиным, завершить масштабное переоснащение армии и флота в 2020 году, привела к значительному сокращению гособоронзаказа и необходимости вынужденной диверсификации производства. В настоящее время объем гособоронзаказа с каждым годом уменьшается. Соответственно, развиваются другие направления производства. На сегодняшний день предприятие изготавливает детали для ремонта бронетанковой техники. — Заводы республики с трудом формируют свой портфель заказов. В такой ситуации очень сложно сохранить высококвалифицированных работников. У вас «кадровый вопрос» остро стоит? Какими рычагами удерживаете специалистов?
— Портфель заказов сформирован до конца этого года. Ведем переговоры об увеличении заказа в 2022 году. В связи с увеличением объема производства остро ощущаем дефицит квалифицированных кадров. Имеются вакансии на ряд специальностей, проводится профобучение ведущими специалистами предприятия. Для привлечения специалистов разработаны меры для поддержки вновь принятых работников: организовано профессиональное обучение, последующее наставничество ведущими специалистами, производятся выплаты ученических и подъемных, для специалистов установлен индивидуальный гибкий график работы. Для ряда особо востребованных специальностей назначена компенсация оплаты за проезд в транспорте до места работы. На базе производства ПАО «Телемеханика» проводятся учебные практики ряда образовательных заведений республики. Активно занимаемся с молодежью, привлекаем на работу в летние каникулы.
— Чем занимается организация Союз машиностроителей России и как она связана с ПАО «Телемеханика»?
— Основной целью деятельности Союза машиностроителей России является формирование стратегии развития отрасли, а также участие в формировании механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса. В Кабардино-Балкарии региональное отделение Союза машиностроителей России базируется на предприятии ПАО «Телемеханика». Генеральный директор ПАО «Телемеханика» является председателем регионального отделения СоюзМаш. Это дает дополнительный инструмент для развития производства. Для подготовки специалистов, готовых полноценно работать с первого дня после окончания учебного заведения, необходимо, чтобы в формировании их профессиональных компетенций принимали участие заказчики кадров, как социальные партнеры профессионального образовательного учреждения, и ПАО «Телемеханика» совместно с Союзом машиностроителей России является поддержкой данного сотрудничества. Союз машиностроителей России регулярно выступает с предложениями по решению кадровых проблем промышленных отраслей. Позиция Союза состоит в том, что должна быть система подготовки и закрепления высококвалифицированных специалистов, включающая повышение престижа рабочих и инженерных профессий. С этой целью ежегодно проводится международный молодежный форум «Инженеры будущего» с участием представителей десятков стран, научно-практическая конференция на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана «Будущее машиностроения», конкурс «Заказ на инновации», «Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда».
— Каков штат предприятия?
— На сегодняшний день численность работников предприятия составляет около 130 человек. Увеличение объемов заказа в 2022 году позволит увеличить численность производственного персонала на 30 единиц. Из них 10 — это квалифицированные специалисты: токари, фрезеровщики, сварщики, наладчики. На 20 вакансий открыт набор с последующим обучением специальности. Таким образом, для того, чтобы приступить к выполнению плана 2022 года, нам уже сейчас необходимо набрать кадры и начать обучение.
— Какое место занимает ваше предприятие на российском рынке?
— Наше предприятие невелико, но мы активно наращиваем темпы производства. Тот факт, что с нами работают и размещают на нашем производстве заказы такие гиганты, как ООО «МилурИС», говорит о том, что мы отвечаем за качество и надежность производимой продукции. Уже на протяжении двух десятилетий мы производим противоградовые установки и на сегодняшний день являемся лидерами в этом сегменте российского рынка. Что касается автономных энергосберегающих систем, мы развиваем это направление. Сегодня мы уверенно занимаем свое место на рынке, но говорить о лидерстве пока рано. Пока мы в десятке лидеров рынка.
Беседовал Виктор Шекемов
Фото Тамерлана Васильева