Нальчик

Репетиция оркестра

Французские сериалы сегодня находятся далеко не в топе, обтекаемо выражаясь. Несмотря на то, что в этом году на Netfl ix выстрелил «Люпен» с неподражаемым Омаром Си. Но, пожалуй, стоит обратить внимание на проект 2018 года – шестисерийная «Филармония» Луи Шокетта.

Блестящая дирижер Элен Баризе (Мари-Софи Фердан) много лет назад уехала из Франции и выступает в Нью-Йорке, у нее собственная манера дирижирования на сцене и железный характер за кулисами. Теперь она возвращается домой, чтобы возглавить оркестр, где только что не стало руководителя. Но не только это приводит ее обратно в Париж: она надеется восстановить отношения с мужем, с которым много лет жила через океан, и разобраться с одной семейной историей. То отодвигая на задний план свои собственные трудности, то делая вид, что их не существует, Элен начинает с радикальных перемен в оркестре: первой скрипкой вместо своего учителя она делает молодую и безусловно одаренную, но до сих пор абсолютно незаметную Селену Ривьер (Лина Эль Араби). Вслед за этим музыканты объявляют бойкот, и для дирижера наступают сложные времена, потому что проблемы в коллективе растут как снежный ком, а к ним добавляются и личные, в том числе со здоровьем и самоощущением. «Филармония» снята в неоднозначном жанре: сначала кажется, что это будет, как говорили в советском искусстве, производственная драма – история о закулисной жизни симфонического оркестра. Но потом мы все же склоняемся к тому, что это детектив, в котором основное место занимают не поиски преступника, а попытки разобраться в его внутренних мотивах. Что же движет этим настолько изощренным и циничным умом, что сначала и самих преступлений-то никто не замечает? А в итоге приходим к выводу, что это человеческая драма, в которой все проблемы происходят из наших страхов и нежелания или неспособности посмотреть в глаза своему прошлому, признать свою независимость от него. К этому последнему выводу нас приводит не только сюжет и эмоциональное наполнение сериала, но и его атмосфера: это Париж, которого не видят туристы. Маленький город, где все друг друга знают и связаны между собой, тем более в музыкальной сфере. Город, где лучшие скрипки делаются старыми мастерами в маленьких мастерских, над которыми расположены квартиры этих мастеров. Это город гулкий и полупустой, поэтому здесь одиночество можно почувствовать не только в толпе. Это город высокого искусства, где даже отъявленные скандалисты в оркестре – это прежде всего настоящие профессионалы. А еще «Филармония» — это драма, потому что главная мысль здесь заключается в том, что важнейшей жизненной силой любого человека является родительская любовь, и разрыв (вольный или невольный) с любым из них, особенно с матерью, это и есть подлинная драма, и из нее произрастают многие взрослые проблемы. И здесь уже человек ищет спасения в том, в чем может. В случае с героями «Филармонии» — это музыка. Но как бы ни был силен соблазн найти в этом признаки одержимости, ничего не выйдет, поскольку только она и позволяет оставаться в рамках человечности и расшатанной дисциплине оркестра, и неустойчивой психике недолюбленных детей. И эта музыка (композиторы Эдуардо Ноя Шреус и Этьен Перрушон) обволакивает не только все происходящее в фильме, но и словно бы переполняет сюжет и сквозь экран нисходит на зрителя. И вот ты за всеми этими сюжетными поворотами и интригами видишь рождение чего-то гораздо более значительного, важного и незыблемого – настоящего искусства. И испытываешь благодарность за то, что тебе позволили подсмотреть тайну ее рождения.

Марина Битокова