Нальчик

Последняя роль Олега Гусейнова

Эта неделя началась с ужасных новостей: не стало нашего коллеги актера и журналиста Олега Гусейнова, которого в Кабардино-Балкарии уважали и любили все. Действительно, не любить его было невозможно: талантливый, добрый, мягкий, отзывчивый и очень надежный, при этом принципиальный, компетентный, интеллигентный в каждом своем проявлении.

Есть что-то неестественное в том, чтобы говорить об Олеге в прошедшем времени, потому что в каждом его поступке было так много жизни и любви к тому, что он делает, будь то журналистика, театр или простое чтение стихов. Прежде всего, он, конечно, был артистом: после окончания факультета романо-германской филологии КБГУ он поступил в ГИТИС. К этой профессии пришел благодаря участию в том самом легендарном для Нальчика тепляковском театре, где Олег стал одним из первых и ведущих артистов. А потом больше тридцати пяти лет служил в Русском драматическом театре им. М. Горького, и его преданность была служением искусству в самом высшем смысле. Он верил в то, что делает, его артистическая натура не могла иначе…

В историю культуры Кабардино-Балкарии вошел его король Лир – роль, ставшая бенефисом актера, которую Олег Гусейнов исполнял на двух языках: русском и кабардинском. Но была среди его ролей еще одна особенная работа – в моноспектакле «Последняя лента Креппа» (театр «Фатум»). Здесь Олег обнажил душу настолько, насколько это вообще позволяет сцена: зрители плакали и берегли в памяти это особое чувство сопричастности к сложной судьбе героя и артиста. Профессиональный класс Гусейнова делал ярким и самобытным любой кинопроект, в котором он принимал участие. В этом смысле особо запомнился один из последних для актера – «Глубокие реки» Владимира Битокова, где Олег сыграл старика-отца. Он никогда не отказывался прочитать стихи на многочисленных мероприятиях и делал это «погусейновски»: растворялся в стихах, проживал в них целую жизнь. Он умел так расставить акценты в тексте, что после него каждый из них звучал в сознании только голосом артиста, как случилось, например, с «Моцартом и Сальери» Фазиля Искандера. Голос Олега Гусейнова, негромкий, но твердый, вот, что его отличало всегда! И голос не только физический, человеческий, но и журналистский: он всегда брался за самые острые и неудобные темы, умел быть беспристрастным и неконъюнктурным, обладал собственным стилем. Поэтому ему доверяли читатели, ждали его статей. Актер и журналист Олег Гусейнов обладал еще одним редким качеством – он был прекрасным другом: преданным, искренним, внимательным, заинтересованным. Конечно, его поддержки и доброты будет очень не хватать нам всем, и горько понимать, что, когда сам он нуждался во внимании, никого из близких не было рядом. Остается утешать себя тем, что он ушел из жизни в своем любимом месте – в Абхазии, за которую вступился в сложный для неё момент…

Коллектив редакции газеты «Нальчик»