Закон о контрактной системе постоянно обновляется и совершенствуется, обеспечивая прозрачность закупочных процедур; создаются условия для предотвращения коррупции, а также повышается эффективность контроля на всех этапах осуществления закупок. Сегодня предлагаем обсудить изменения, внесенные в Федеральный закон 44-ФЗ, вступившие в силу 1 июля 2021 года, и других недавно принятых нормативных актах. О них расскажет ведущий специалистэксперт отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Рустам Макаев.
— Расскажите, пожалуйста, об основных изменениях в Закон о контрактной системе», вступивших в силу в июле текущего года?
— В связи с принятием Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» изменен порядок внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — РНП). Таким образом с 01.07.2021г. в РНП вносятся данные об участниках корпоративного юрлица, которые влияют на его деятельность, могут быть включены в РНП в случае, если они сами или совместно с аффилированными лицами владеют более чем 25% акций (долей, паев) этого юрлица. В связи с этими изменениями закупочная документация претерпит изменения в этой части. Сведения об участнике закупки, исполнителе по контракту будут исключать из РНП по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП. — Изменилась ли как-нибудь система обжалования?
— Да, у участников закупки появилась возможность обжаловать электронную закупочную процедуру через единую информационную систему. Начиная с 5 июля 2021 года, направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу и ее структурные подразделения можно будет как на заказчика или его комиссию, так и на оператора электронной площадки. — А что насчет сроков поставки товаров?
— Заказчики федерального уровня должны указывать в госконтрактах, заключенных в рамках Закона 44-ФЗ, предельные сроки поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг и даты оплаты. Поставщик, выполнивший принятые на себя обязательства, должен получить деньги от заказчика не позднее, чем через 10 дней с даты подписания документов о приемке. По контрактам, срок исполнения которых наступает в декабре, в ПП № 667 прописаны специальные условия оплаты. Определен порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг. Порядок устанавливает единые правила расчета указанных цен при осуществлении закупок охранных услуг, за исключением закупок охранных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 93 «Закона о контрактной системе», при котором порядок может не применяться. Устанавливаются правила определения НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг частных охранных организаций и юридических лиц с особыми уставными задачами по охране. С 30.04.2021 года действует ведомственный приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 45, в котором установлены правила расчета НМЦК при организации закупок охранных услуг у частных организаций и у юрлиц с особыми уставными задачами по охране. Правила могут не применяться, если контракт заключается с единственным поставщиком, который определен указом Президента РФ или распоряжением Правительства РФ.
— В целом, на что направлены и чему будут способствовать вышеперечисленные изменения? Эти меры направлены на обеспечение прозрачности взаимодействия между заказчиком и поставщиком, защиту прав предпринимателей, а также повышение возможностей для контроля со стороны органов власти.