Нальчик

«Князь Серебряный» Хашир Дашуев

Нальчик растет, появляются новые улицы. Название одной из них в поселке Нарт-3 – районе Вольного аула – носит имя заслуженного артиста РСФСР и КБАССР Хашира Хакяшевича Дашуева. История национальной хореографии республики навсегда связана с этой фамилией.

Символично, что улица расположена в бывших вольноаульских садах, где провел свое детство Хашир. Его рождение, как и вся последующая жизнь, было полно драматизма. Девятый – и в итоге единственный – ребенок в семье.

Остальные умерли, не дожив до года, как и его брат-близнец. Маленького и слабого Хашира сразу после рождения положили в папаху. И он выжил, чтобы совсем скоро прославить свою родину. Вся жизнь, как мюзикл, полный захватывающих встреч, совпадений, достижений, а главное – танца. Родился Хашир в 1928 году. В годы молодой Советской власти в республике красочно и многолюдно отмечались майские праздники. На одном из них в кругу на Кабардинской танцевал семилетний Хашир.

Бетал Калмыков, вышедший к народу, увидел талантливого паренька, обнял, пожал руку и пророчествовал: «Тебя ждет большое будущее». Совсем юным Хашир Дашуев был принят в Государственный ансамбль песни и пляски, переформированный впоследствии в «Кабардинку». Даже военную службу проходил в «Ансамбле песни и пляски» Забайкальского военного округа. В армии оценили его талант постановщика.

Министерство культуры КБАССР направило Дашуева в хореографическое училище имени Вагановой – одно из самых престижных учебных заведений на протяжении всей истории танца в России. Окончив двухгодичное обучение, в республику Хашир вернулся первым профессиональным балетмейстером из национальных кадров. В 1957 году произошло одно из самых грандиозных событий в истории искусства и культуры республики – Декада искусства Кабардино-Балкарии в Москве, посвященная 400-летию присоединения Кабарды к России. На этом мероприятии Хашир Дашуев был солистом ансамбля песни и пляски. В хореографической среде республики существует легенда, что после выступлений сам Игорь Моисеев предлагал ему поставить кафу для своего ансамбля.

Долгие годы Хашир Хакяшевич преподавал в КабардиноБалкарском культпросветучилище. Многие известные хореографы республики с гордостью называют его своим учителем. Он был не только балетмейстером, педагогом, но и этнографом, ученым.

В 1956 году вышла его книга «Кабардинские танцы». Это был первый опыт профессиональной хореографической записи и обработки народных плясок. Кроме этнографического материала и подробного описания танцев, книга содержит рисунки и схемы, выполненные самим автором.

В качестве хореографа Дашуев работал с разными коллективами – «Чегемские водопады», «Терчанка», «Нартхаса». Несколько лет был главным балетмейстером знаменитого адыгейского коллектива «Нальмэс». Но любимым его проектом стала «Нальчанка», которой он руководил 20 лет. У ансамблей Дашуева была насыщенная гастрольная жизнь: Индия, Германия, Мексика, Кипр… А в Польше, на Фестивале лесных земель, «Нартхаса» под руководством Дашуева обошла коллективы более, чем из 20 стран Европы, завоевав гран-при «Золотой топорик». Эта реликвия до сих пор хранится в семье балетмейстера.

За многолетнюю плодотворную работу по пропаганде национального танца в республике и за рубежом он был награжден медалью «За доблестный труд». Хашир Дашуев был специалистом не только в этнической хореографии, но и в классической. Так в первом национальном балете «Лялюца» исполнил роль отца главной героини, адаптировал национальный танец для балетной сцены. Ему был свойственен размах – будь то хореографическая сюита «Нарты» или массовые представления на стадионе «Спартак» с участием сводных коллективов. Дашуев был неизменным балетмейстером всех масштабных мероприятий, где требовалось панорамное хореографическое мышление. В семейных архивах остались рисунки и сценографические разработки номеров. Эта графика открывает еще одну грань таланта Дашуева. Коллеги и ученики в один голос вспоминают, что Хашир Хакяшевич обладал безупречным вкусом.

Благородным манерам и умению одеваться стремились подражать. Никогда не прислонялся в автобусе, никогда не ел жадно, никогда никого не обсуждал, никогда не повышал голос… За аристократическую стать и белоснежную шевелюру Хашира Дашуева называли «Князь Серебряный».

Ученики вспоминают, что на следующий день после тяжелейшей операции он стоя встретил пришедших проведать его. Балетмейстера Дашуева помнят несколько поколений танцоров республики. И, думается, будут узнавать и новые поколения. В том числе благодаря Всероссийскому фестивалю-конкурсу по хореографии имени заслуженного артиста РСФСР и КБАССР Хашира Хакяшевича Дашуева, который уже трижды прошел за последние годы в Нальчике.

Алена Мякинина

1 комментарий к “«Князь Серебряный» Хашир Дашуев”

  1. Заур Шевхужев

    Светлая память Хаширу. Это был действительно яркий, открытый, очень внимательный ко всем без исключения и красивый во всех отношениях человек.
    Отдельное спасибо Алёне за такую замечательную статью.

Комментарии закрыты.