Нальчик

Серьёзные игры нашего детства. Часть II

В прошлом номере нашей газеты я поделился воспоминаниями об играх нашего детства, которые были в ходу в нашем микрорайоне, известном тогда в Нальчике под названием «Старая кладка». Располагался он между нынешними улицами Шогенцукова и Нахушева, а тогда Октябрьской и Республиканской. А такое имя он получил потому, что когда-то, ещё до Великой Отечественной войны здесь было православное кладбище. А серьёзных игр у нас было много, ещё не о всех рассказал. Поэтому, как говорится, продолжение следует…

Высотных девятиэтажек тогда ещё на «Старой Кладке» не было. На их месте был большой пустырь. О том, что раньше здесь было кладбище, ещё напоминали две оставшиеся могилы. Надпись на одной гласила, что здесь похоронен комсомольский активист Ткаченко, «зверски убитый кулаками». Молодое поколение может не понять – это значит, что его не кулаками били до смерти, а убили его зажиточные крестьяне, которых в начале 30-х годов стали «раскулачивать», то есть в Сибирь высылать. За то, что зажиточные были. Другая — братская могила красноармейцев, погибших в боях с «деникинскими бандами Даутокова-Серебрякова», так гласила надпись. Генерал такой был в армии Деникина, кабардинец по национальности, взятый на воспитание русским офицером Серебряковым, отсюда и двойная фамилия. Вот в эту могилу нам часто приходилось запрыгивать через ограду. Потому что сюда постоянно залетали наши футбольные, волейбольные мячи. А что делать, если волейбольную площадку, служащую нам и футбольным полем, как раз рядом с братской могилой сделали. И сколько мячей резиновых, кожаных проткнулось на кольях ограды этой могилы – не сосчитать!

«КОРОБОК»

После хороших физических нагрузок в игре в «Слона» можно немного отдохнуть за спокойной настольной игрой. Требуется стол (если все столы в беседках заняты старшими, подойдёт и любая ровная дощечка), спичечный коробок и несколько участников. Лёгким движением пальца нужно перекувыркнуть коробок на внешнюю сторону ладони. А затем, скидывая его на стол, набирать очки. Стороной без этикетки кверху – 5 очков, с этикеткой – 10, на «ребро» – 25, на «торец» – 50. По договоренности сторон можно играть с подкидыванием. То есть, пытаться подкидывать коробок на внешней стороне ладони (до трёх попыток), чтобы он встал на «ребро» или «торец», а затем скидывать. В этом случае засчитываются очки и на руке, и на столе. Но нужно быть осторожным, если коробок упадёт мимо стола, сгорают все набранные очки. Играют до определенного количества очков, определяется один проигравший. Ему торжественно надевают на нос внешнюю оболочку коробка. Требуется снять коробок с носа без помощи рук и посторонних предметов, не подпрыгивая и не мотая головой. Использовать можно только мимику лица, манипуляции языком и дуновение. Тут, конечно, ещё от конфигурации носа проигравшего многое зависит. Театр пантомимы доставляет удовольствие выигравшим и поднимает их настроение на весь оставшийся день. А проигравший понимает, что тренироваться нужно для обретения игрового мастерства.

«ВЕЛОРОДЕО»

Накануне Московской Олимпиады-80 в Нальчик приехали артисты чехословацкого «Автородео». Такого в городе ещё не видели. На стадионе «Спартак» чехи демонстрировали шоу: автомобили ездили, накреняясь на двух колёсах, мотоциклисты перепрыгивали через кавалькаду легковых машин и т. д., и т. п. В принципе, весь район к тому моменту был велосипедизирован. Машины тут же начали усовершенствовать, пытаясь, возможно, круче поднять руль, меняли его форму. Заводские рули меняли на изогнутые нужным образом металлические длинные трубки. Некоторые рули стали больше напоминать рога горного тура. Нет, на велосипедах для маунтинбайка, которые сейчас почему-то только и продают, такого не сотворишь. У нас был разнообразный «велопарк»: «Камы», «Суры», «Салюты», гоночные. Зато с поднятым, загнутым рулём стало проще ставить велосипед на «попа», то есть ездить на заднем колесе. Спорили, кто дольше так проедет. Соорудили трамплин для прыжков на велосипеде. Как-то раз по «Кладке» пошёл слух, что упомянутый мной выше Анзор Шерхов (см. «Чья клюшка крепче?» в прошлом номере) устраивает настоящее «Велородео». Зрителей собралось немало. Анзору удалось после пробной демонстрации своего мастерства уговорить нескольких девочек лечь в ряд перед трамплином, чтобы он через них перепрыгнул на велосипеде. И уговорилтаки, и перепрыгнул, не подвёл ожиданий зрителей!

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ»

Игра для младшего и среднего школьного возраста. Особенности возрастных видов заключались в том, что младшие детишки искали друг друга в пределах района. А вот средний возраст значительно расширял пределы, одна команда от другой чуть ли не в Вольный Аул могла уйти. «В те времена далёкие, теперь почти былинные» в подъездах и подвалах ещё не ставили сейфовые двери. Поэтому одной из разновидностей «казаковразбойников» было проведение игры в подвалах, в укромных местах которых прятались «разбойники». А укромных мест там было много. Поди ещё определи, в каком именно подвале кто прячется… Эту разновидность игры мы оставили после того, как одного парня, Лёшу Шевчука, пришлось выносить из подвала на руках. Торчащий из доски гвоздь-«сотка» насквозь пропорол ему ногу… «Скорую помощь» мы вызывали сами, чтобы родителям не объяснять подробности.

ПРЯТКИ НА ДЕРЕВЬЯХ ИЛИ «ТАРЗАН»

В районе «Старой Кладки» в то время сохранилось ещё множество вековых деревьев с раскидистыми кронами. Между двумя старыми липами кто-то когда-то (история о том вообще умалчивает) «вживил» железную трубу, соорудив турник. Со временем, с ростом деревьев, допрыгнуть до турника стало затруднительно, приходилось с подсадкой хвататься руками. А вот упасть с него, делая «силовуху» или «склёпку», было чувствительно. Пользуясь хорошими природными условиями, мы могли устраивать такие игры, о которых нынешние несчастные «компьютерные» детишки могут только мечтать. Летом с наступлением темноты иногда делились на две команды. В одну входили «тарзаны», которые прятались на высоких деревьях в листве. Причём все на разных деревьях по округе. А другая группа, «охотников», выждав значительное время, вооружившись фонариками, шла на поиски «тарзанов». Поверьте, это эффектное зрелище, когда ты сидишь на дереве в листве и наблюдаешь, как приближается цепочка светящихся фонариков, лучи которых бьют по деревьям. Если хорошо спрятался, забавно было слушать планы «охотников», которые, не видя тебя, под твоим же деревом и остановились для совещания. Кстати, забраться на вековую липу или дуб, да ещё повыше, порой было не так-то просто, в темноте особенно. Я вот, например, один раз, залезая на дерево, сорвался, да ещё ногой об камень для подсадки ударился. В результате две недели лежал с загипсованной ногой, поднятой кверху, и читал книги, о которых Высоцкий пел. «Но одежды латали нам матери в срок, мы же книги глотали, пьянея от строк…». Потом ещё какое-то время на костылях ходил. Пропало то лето, пропала и путёвка в пионерский лагерь «Кизиловка». В пионерлагере я так ни разу и не побывал. О чём, собственно, никогда не сожалел – по-моему, у нас во дворе интереснее было.

ЧУХИ НА ЛЫЖАХ ИЛИ «СЛЕДОПЫТ»

Честное слово, не вру, раньше в Нальчике зимы снежные бывали! И снег подолгу лежал. И лыжи в «Спорттоварах» по улице Головко продавались! Кататься с горок мы ходили, конечно, в парк. Но и у себя на районе устраивали интересную игру после обильного снегопада. Пара лыжников уходила куда-нибудь далеко, вплоть до соседних районов, а другие, отсчитав несколько минут (только по-честному, не глядя за уходящими), шли потом по лыжне на поиски беглецов. Потом, когда довелось мне лет через десять в Сибири зимой побывать, родители бывшей жены ещё удивлялись: «Как это, ты южанин, а умеешь на лыжах ходить?». Оттуда всё, из детства!

P.S. Кстати, насчёт наших вечерних костров на пустыре и невинной пиротехники. Хорошо хлопают в костре спелые каштаны, медицинские ампулы, шифер, гильзы от малокалиберных патронов, набитые серой. О более серьёзных взрывных устройствах (взрывпакетах), которые грохали от нагрева или же от удара броском об какую-нибудь стену, рассказывать не стану. А то за экстремизм привлечь могут. Да и то правда, что жители славного города Нальчика порой уже от праздничного грохота фейерверков пугаются, не будем лишние стрессы провоцировать.

Олег Лубан