Нальчик

SMS: SOS

В недавнем разговоре знакомая в очередной раз жаловалась на то, что старший сын, которому исполнилось 8 лет, все свободное время проводит в телефоне: «Мы пытаемся прятать смартфон, но он маниакально ищет и находит его. Муж решил забрать и увезти телефон на работу». Два года назад она радостно планировала эту покупку в подарок к шестилетию сына, установила «родительский контроль», всё предусмотрела, кроме одного — никак не предполагала, что за два года у ребёнка разовьётся устойчивая зависимость со всеми вытекающими последствиями. Сейчас она жалуется на эмоциональную неустойчивость ребенка и отчуждение от родителей: «У него даже взгляд изменился, он стал каким-то отсутствующим. Боюсь, что я его теряю», — говорит она.

Подобные истории стали скорее правилом, чем исключением. Хотя осознанное отношение родителей к этой проблеме большая редкость. Как правило, приучают детей к гаджетам именно они, руководствуясь старым добрым — чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Детей отвлекают на телефон в магазине, в очереди к врачу, в общественном транспорте и даже на прогулке. Подруга вынуждена держать свой телефон на беззвучном режиме, потому что на звук рингтона сразу же прибегает трехлетняя дочь, требуя телефон с криками и плачем.

Пятилетний племянник умудряется полностью отключаться от реальности, “уходить в смартфон” даже в окружении кучи своих двоюродных братьев и сестер, играющих в реальные игры. Все их попытки привлечь брата к своей игре упираются в игнор. Кажется, что у него в этот момент отключаются все органы чувств, кроме зрения и осязания, которые устремлены к телефону. Его мать не считает это большой бедой, ребенок занят делом, не мешает.

При попытке отобрать телефон у него происходит самая настоящая ломка, так что, невольно возникает мысль призвать к помощи экзорциста, но в наш просвещенный век этими проблемами занимается психолог. Увы, по словам психолога, дефектолога Миланы Закураевой, с жалобой на зависимость ребенка от гаджетов родители обращаются редко, как правило, приходят тогда, когда “кулаками уже не машут”. — Ко мне всё чаще начали обращаться с такой проблемой, как детские страхи, агрессивность, неуспеваемость в школе, несформированность навыков общения, проблемы с памятью, вниманием, отсутствием самоконтроля и саморегуляции.

В ходе обследования ребенка и опроса родителей выясняется, что ребенок бесконтрольно проводит время в интернете, просматривая ролики в Ютубе, играя в игры. При этом это дети разных возрастов от 2 до 13 лет. Управлять поступающей информацией, критически оценивать в этом возрасте дети не могут, поскольку еще не созрели те участки мозга, которые отвечают за анализ, прогнозирование, саморегуляцию, самоконтроль.

Они искренне верят тому, что видят. Даже если это какой-либо страшный или неприятный персонаж. Для детей смартфон — это в первую очередь игрушка, которая сиюминутно может удовлетворить потребность в новизне и интересе. Дети быстро “подсаживаются” на это. Схожий механизм работает с наркотической, алкогольной, пищевой и другими нехимическими зависимостями.

Человек находит легкий и дешевый способ удовлетворять определенную потребность, получает гормон счастья, он повторяет этот процесс несколько раз ради это го сиюминутного удовольствия, и механизм зависимости закрепляется. Ко мне обращаются, как правило, тогда, когда появляются побочные эффекты.

Чем дольше ребенок проводит времени в смартфоне, тем хуже его когнитивная саморегуляция, то есть группа навыков, которые позволяют человеку сдерживать импульсивные реакции, быстро переключаться между различными идеями, быстро реагировать на различные ситуации. Ребенок плохо запоминает, с трудом концентрируется, коэффициент интеллекта значительно ниже, чем у детей, которые проводят время дозированно, тяжело переключаются с одной задачи на другую, с трудом анализируют свои чувства и свое поведение, хуже понимают причины возникающих эмоций, хуже распознают эмоции по мимике. Стоит отметить, что эта проблема становится масштабнее с каждым годом. Появляются новые модели бюджетных смартфонов.

Цена их не кусается, поэтому родители могут покупать их для детей. По последним данным исследования Лаборатории Касперского, к 4-6 годам у 54% детей есть планшет или телефон, а к 11-14 годам – уже у 97%. К сожалению, только отлучением проблема не решается, потому что цифровое пространство слишком глубоко вошло в культуру детей и запрет осложняет вхождение ребенка в группу сверстников.

В таких случаях помощь нужна не только детям, но и их родителям, и пути решения проблемы тоже решаются совместно. Вернуть ребенка в реальность можно путем расширения возможностей получать гормон счастья другими способами, кроме как смартфоном, и развивая навык когнитивной саморегуляции.

Значительный эффект в этом деле оказывает спорт. Он учит контролировать свои действия, гибко реагировать на меняющуюся ситуацию, чувствовать свои достижения и успех. Также очень важны игры – образные, сюжетноролевые, настольные, они сейчас доступны в огромном количестве и для всех возрастов.

Лучше всего предотвратить подобную ситуацию, чем бороться с её последствиями. Я бы рекомендовала родителям не давать ребенку телефон до трёх лет. В этот период времени ребенок интенсивно развивается (внимание, мышление, память, пик в развитии речи), растет, познает мир и окружающих (берет все в рот, изучает, что в шкафах, трогает все ручками, играет с другими, старается дружить).

Долгий контакт со смартфоном может вызвать торможение настоящего развития ребенка, за счет однотипности действий и получения информации только двумя каналами восприятия: зрение и слух. Чем разнообразнее формы получение информации, тем качественнее развитие.

Несколько лет назад группа ученых из института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения завершили масштабное 14-летнее исследование влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на психофизиологические показатели школьников.

В результате выяснилось, что у детей, использующих мобильные телефоны, замедлились простые слуховые и зрительно-моторные реакции. В 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), в 50,7% — снизился показатель работоспособности.

Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы! В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими.

Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.

Подготовила Таира Мамедова