Жизненный опыт показывает, что чиновники – люди минимально доступные для разговоров по душам. В этих условиях министры представляются и вовсе недосягаемыми. Поэтому, когда представители высокой иерархии государственной власти готовы поговорить, возможность задать вопросы упускать не следует. Обсудили взгляд на современную систему образования с руководителем профильного ведомства – министром просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарии Анзором Езаовым.
— Легко ли было решиться возглавить систему образования республики?
— Признаюсь честно, не очень. Подобные решения могут даваться легко по молодости лет, когда максимализм и амбициозность превалируют над здравым смыслом, когда мало сомнений в собственных возможностях и кажется, что горы по плечу. С годами ты становишься гораздо осмысленнее, учишься оценивать риски, анализировать перспективы, а главное, начинаешь осознавать степень собственной ответственности за сказанное слово, принятое решение, совершенный поступок. Поверьте, стать министром – это предложение не из категории «от которого невозможно отказаться», это высокое доверие со стороны руководителя республики, которое необходимо оправдать. Поэтому прежде, чем согласиться возглавить министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР – отрасль, в которой множество сложностей и проблем, я достаточно обстоятельно подумал.
— Насколько ваш нынешний должностной статус был вами ожидаем?
— Министром просвещения я себя никогда не представлял, несмотря на двадцатилетний стаж педагогической деятельности. Вместе с тем, сейчас понимаю, что цепь случайностей, из которых складывается наша жизнь, в какой-то момент обретает форму определенных закономерностей. То есть, ничего не планируя и не прогнозируя, просто выполняя свою работу так, как считал правильным ее выполнять, я, видимо, двигался к тому, чтобы рано или поздно подняться на эту карьерную ступень.
— В должности министра каким из своих решений вы довольны больше всего?
— Казалось бы, вопрос не сложный, но ответ на него, вряд ли, возможен сейчас. Да и оценивать следует не мне, я буду необъективен. Есть ситуации, действия, легкие с точки зрения механики их исполнения, решения в которых просты, и результат виден здесь и сейчас. На простейшем бытовом примере: вы захотели выпить воды – вы принимаете решение, скажем, налить эту воду в стакан, и уже через считанные секунды чувство жажды утолено. А когда речь идет о решениях, которые должны принести очевидную пользу, и не одному человеку, а сотням тысяч людей, понять, насколько они были удачными, действенными и эффективными, можно только спустя время. Возвращаясь к вопросу об ответственности, к счастью или сожалению, сложность задачи руководителя, а тем более министра, заключается именно в том, что нередко приходится принимать неприятные, возможно, даже радикальные, непопулярные решения, не вписывающиеся в стандартные или привычные лекала, но впоследствии оказывается, что такой подход себя оправдал.
— В связи со всем сказанным, получается, вы можете назвать себя решительным и рисковым человеком?
— Я – решительный, но не рисковый. И в этом нет парадокса. И как человек, и как профессионал, наделенный определенной властью, я способен на действия, которые не лишены решимости. Другое дело, что я против плохо обдуманных решений, рискованность последствий от которых может быть высока. Если речь об ответственности только за себя, человек вправе поступать, как считает приемлемым в той или иной ситуации и обстоятельствах, но, когда предстоит нести ответ за огромное количество людей, а тем более за такой важный социальный институт, как образование, рисковать ты не волен.
— Вы — многодетный отец и ежедневно сталкиваетесь с реалиями современного образования (будь то дошкольного или школьного) на собственном опыте. Где, по вашему мнению, система «проседает» сильнее?
— Для меня система образования, действительно, начинается не с личного кабинета, а с семьи, в которой есть как учащиеся школ, так и воспитанники детского сада. Я оцениваю минусы и плюсы современного образования в первую очередь с позиции родителя, наблюдая за тем, как работает эта система на примере собственных детей. На мой взгляд, не совсем правильно сравнивать старую и новую школы, потому что все происходящие трансформации продиктованы временем и тем, насколько стремителен прогресс – научный, технический и т.д. Безусловно, мы можем сколько угодно ругать интернет и гаджеты, что зачастую справедливо, но, к сожалению, нельзя не признать, что девайсы прочно вошли в жизнь подрастающего поколения. Значит, теперь наша задача грамотно интегрировать эти устройства в образовательный процесс с тем, чтобы обратить вред в пользу. В такого рода вопросах мы должны быть максимально аккуратны и осторожны. Это тот случай, когда совершенно нельзя рисковать. По моему мнению, система образования хоть и должна быть в большей степени консервативна, но при этом отзывчива к действующим реалиям.
— В продолжение темы классического, консервативного подхода… В новых условиях жизни нередко приходится слышать, что школа больше не должна воспитывать, только обучать? Ваше мнение…
— Вне зависимости от того, значится ли воспитательная функция среди показателей образовательных стандартов или нет, настоящий педагог – это, бесспорно, воспитатель. На мой взгляд, он по умолчанию несет в своем ремесле миссию воспитывать. Дисциплина, умение выстраивать отношение в коллективе, любовь к Родине, к родным и другие базовые ценности обязаны прививать не только старшие в семье, но и учитель, с которым ребенок проводит немало времени. Более того, своей преданностью к профессии, доброжелательностью и уважением к окружающим педагог также должен подавать безусловный пример. Несмотря на увеличивающуюся с каждым днем бюрократическую нагрузку, учителя не должны забывать главного, на мой взгляд, предназначения – выпустить из стен школы не только умного ученика, но и хорошего человека.
— Что бы вы хотели успеть изменить, улучшить в должности министра просвещения, науки и по делам молодежи КБР?
— Я – не большой любитель загадывать и строить планы. Просто предпочитаю жить и работать по совести. Есть хорошее выражение: «Делай, что должен, а там будь, что будет». Я бы дополнил — «делай, что должен, что умеешь, совершенствуй свои знания, оттачивай навыки и всё это с максимальным усердием и ответственностью». Не знаю, сколько мне отмерено в должности министра, но главное, чего бы очень хотелось по завершении срока, чтобы не было стыдно за свою работу, за принятые решения. Мое искреннее желание, чтобы качество образования в республике достигло такого уровня, когда любой ребенок городской или сельской школы на базе полученных знаний смог реализовать себя в любой сфере. Если это произойдет при моем личном участии в должности министра просвещения, науки и по делам молодежи КБР, можно будет смело сказать, что однажды в меня поверили не зря.
Марианна Гоова