Нальчик

За Джеймса Бонда в шахматы играл Борис Спасский

В апреле 2009 года в Нальчике проходил международный шахматный турнир серии Гранпри. Могли мы разве раньше даже подумать, что в нашем городе возможно проведение турнира такого уровня? В столицу КБР приехали многие ведущие шахматисты мира: Петер Леко, Гата Камский, Левон Аронян, Александр Грищук и другие. Победителем тогда стал Левон Аронян, который на торжественной церемонии закрытия турнира рассказал, что его родители познакомились в Кабардино-Балкарии, в Приэльбрусье. А потому республика для него родная и это обстоятельство помогло ему одержать победу на турнире. В Нальчик тогда приехала и экс-чемпионка мира, прославленная Нона Гаприндашвили.

БОРИС СПАССКИЙ

Родился 30 января 1937 года в Ленинграде. Достижения: гроссмейстер СССР и международный гроссмейстер (1955), заслуженный мастер спорта (1964). Чемпион СССР (1961, 1973), чемпион мира (1969-1972). Победитель более 20 крупных международных турниров, в том числе Москва и Рига (1959), Мар-дель-Плата (1960), Белград (1964), Сочи (1965, 1967), Гастингс (1965/1966), Санта-Моника (1966), Бевервейк (1967), Сан-Хуан (1969), Лейден и Амстердам (1970), Ванкувер (1971), Бугойно и Монтилья (1978), Мюнхен и Монреаль (1979), Баден (1980), Линарес (1983), Лондон (1984). С 1976 года жил во Франции. В 2012 году вернулся в Россию, живёт в Москве.

А комментировал турнир Гран-при в Нальчике десятый чемпион мира Борис Васильевич Спасский, в шахматном мире — человек-легенда. Слушать комментарии Бориса Васильевича — большое удовольствие для шахматных гурманов. Пока на досках шла «проверка библиотек», как экс-чемпион мира называет дебютные развития партий, он охотно отвечал на вопросы, делился воспоминаниями о своем славном прошлом. А затем выпал и случай пообщаться с Борисом Спасским на лавочке возле отеля «Синдика-интур», где проходили соревнования. Из этой беседы, а также комментариев, рассуждений экс-чемпиона мира по шахматам, в журналистском блокноте составились сами собой, так сказать, «заметки на полях». Возможно, и сейчас они будут интересны любителям лучшей в мире интеллектуальной игры.

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ

Свои первые шахматные деньги я заработал ещё мальчишкой в 1948 году. Мне тогда 11 лет было, но я уже давал сеанс одновременной игры в Минске, в Доме офицеров. Наверное, с офицерами играл, не знаю, они ведь все в штатском были. Один из соперников, которому я поставил мат, попросил ход назад. А через два хода на этой доске я сам мат получил. Я заревел от досады, и сеанс был прерван на 15 минут. Но это был мой первый профессиональный шахматный гонорар. Я на эти деньги пальто даже себе смог купить.

ШАХМАТНАЯ «БОНДИАНА»

В 1960 году я играл в чемпионате СССР в Ленинграде. В партии с Давидом Бронштейном у меня получился эффектный выигрыш. У Давида был ощутимый перевес, казалось, довести парию до победы — дело техники. Но я увидел единственно возможную выигрышную комбинацию, в которой соперник получает красивый мат. Эту партию называли потом «вечно зелёной», ну вроде как классикой стала. Давид Иосифович тогда очень расстроен был. Потом я в одном из фильмов про Джеймса Бонда эту позицию нашу увидел на шахматной доске, за которой «суперагент» с каким-то «негодяем», естественно, играл и ставил ему эффектно мат. Но в Голливуде, наверное, побоялись, что я в суд подам за плагиат, или не хотели сознаваться, что Джеймс Бонд завершает партию, разыгранную советскими шахматистами. Разница была в том, что с доски две пешки убрали, не влиявшие в данном случае на ход партии.

О БОББИ ФИШЕРЕ

Капризы Фишера всем известны были. Если он начинал проигрывать, мог потребовать столик поменять. Или оказывалось, что фигуры шахматные не те, не той конфигурации. Или свет неправильно выставлен. Когда мы в Югославии наш последний матч играли, у нас два туалета было для пользования, у каждого отдельный. После проигранной партии Бобби заявил, что в моем туалете громко вода шумит, поэтому надо туалет закрыть. Ему оставить, а мой закрыть, получается. Но при том при сём я считаю, что профессиональные шахматисты всего мира должны быть благодарны Роберту Фишеру. Я называю его нашим «ведущим профсоюзным лидером». Это он требовал от ФИДЕ, чтобы многократно повысились гонорары за матчи претендента с чемпионом мира, и действительно поднял их до приемлемого уровня. Требовал создания хороших условий для проведения матчей. Я удивляюсь, почему Карпов с Каспаровым «спасибо» ему впоследствии не сказали за это. Наш знаменитый матч с Фишером в Рейкъявике, я считаю, с шахматной точки зрения, не был таким уж интересным. Там была упорная борьба, психологическая борьба, но не было каких-то особых новинок, которые повлияли на развитие шахмат. Но этот матч, конечно же, имел колоссальную идеологическую подоплеку. Впервые в битве за шахматный престол сошлись американский и советский шахматисты. Отсюда и огромное внимание прессы, невиданное до этого освещение в мировой прессе. Даже корабли американского Шестого флота в то время почему-то вблизи берегов Исландии барражировали. Мы с Фишером оставались в хороших отношениях. Он мне потом не раз звонил. Кстати, от своей идеи менять расположение фигур в изначальной позиции на шахматной доске он к концу жизни отошёл. Его уже увлекла другая идея, которую он мне рассказывал. Он предлагал ввести правило попеременно шахматистам давать друг другу фору через каждые четыре хода. Но это всё забавы, конечно. Классические шахматы себя ещё не исчерпали, и не думаю, что в ближайшее время исчерпают. Нужен ли сейчас новый Бобби Фишер? Наверное, не помешал бы. В какой-то мере на эту роль может претендовать Магнус Карлссен. Он молод, талантлив, великолепно играет эндшпили и очень храбр, не боится играть рискованно. Но вот такого шоумена, каким был Фишер, сейчас нет.

О СОВРЕМЕННЫХ ШАХМАТАХ

Я думаю, что звание чемпиона мира сейчас несколько девальвировано. Раньше чемпион мира и претендент были на голову выше всех остальных. Потому и матчи между ними привлекали такое внимание. Сейчас ФИДЕ перешло к системе рейтинговых турниров, это немного напоминает систему в мировом теннисе, когда спортсмены вынуждены беспрерывно играть турнир за турниром ради рейтинга. Я бы предложил играть лучше ежегодный матч претендента с чемпионом и победителя объявлять чемпионом мира такого-то года. Но это моё личное мнение. Если раньше у нас были секунданты, консультанты, то теперь эту роль выполняют компьютеры. Сейчас настоящая творческая борьба в партиях начинается порой только с 35-го хода примерно. Все хорошо оснащены дебютными знаниями. В мое время большее значение имело умение хорошо играть в миттельшпиле и эндшпиле. Убьет ли это шахматы? Не думаю. Шахматы, конечно, как творчество, под угрозой. Но в спортивном отношении, я считал и считаю, люди должны играть с людьми, машины (компьютерные программы) пусть играют с машинами.

ОБ АЛЕКСАНДРЕ АЛЁХИНЕ

Настоящая смерть шахматам в спортивном отношении, я думаю, угрожала во времена Капабланки. Настолько он был недосягаем для других, что, казалось, матчи за чемпионскую корону стали бессмысленными. Но тут появился русский эмигрант Алёхин, великий шахматист, который спас шахматы, обыграв Капабланку. Алёхин умер в 1946 году при очень загадочных обстоятельствах. Я думаю, что его убили. Кому это было нужно, версии разные есть. Могли и в СССР не простить, он ведь эмигрант, к тому же, сотрудничество с немцами ему в вину ставили. Хотя потом он от немцев отошёл. То, что в 1947 году Алёхин мог помешать Ботвиннику стать чемпионом мира, я не думаю. Алёхин под конец жизни, как шахматист, уже не тот был.

О СОВЕТСКОЙ ШАХМАТНОЙ ШКОЛЕ

Да, это была ведущая шахматная школа в мире. Можно ли говорить о российской школе как правопреемнице? Сейчас вряд ли, хотя она в числе мировых лидеров. Всё-таки произошло распыление сил, я бы так сказал. Многие уехали за границу. В том числе и ваш покорный слуга. (Знаменитый шахматист и внучка белого русского генерала Щербачева познакомились в середине 70-х годов. После свадьбы Спасский переехал в Париж, продолжая выступать за сборную команду СССР. Причем оформить все дипломатические и юридические формальности, связанные с необычным для тех времен браком, ему помог партийный генсек Леонид Брежнев – авт.). Но я официально уехал в 1976 году. Виктору Корчному сложнее было, ему пришлось «ход конём» делать. А с распадом СССР многие сильные шахматисты теперь представляют разные страны. Плохо это или хорошо? Это просто объективная данность — случилось, то, что случилось.

О ГРАН-ПРИ В НАЛЬЧИКЕ

Этот турнир очень высокого уровня. Многие ведущие шахматисты здесь. Я люблю бывать на таких турнирах и сейчас, когда пригласили комментировать, согласился, не задумываясь. Смог бы я сам поучаствовать? Если бы даже отважился, думаю, был бы бит и бит нещадно. Шахматы сейчас очень помолодели. Мне доводилось обыгрывать молодых шахматистов. Но на таких соревнованиях очень велика психологическая нагрузка. Сыграть пять часов партии на таком уровне — это все равно, что вагон угля разгрузить. А мне всё-таки уже за семьдесят. Но за игрой молодых наблюдаю с удовольствием.

О ЖЕНСКИХ ШАХМАТАХ

Хорошо, что женские шахматы стали тоже достойно оплачиваться. Это даёт стимул юным шахматисткам. А насчёт того, могут ли женщины соперничать с мужчинами — почему бы и не соперничать? В этом плане мне хороший урок преподала Нона Гаприндашвили, которая тоже здесь, в Нальчике, сейчас присутствует. Она ведь первая стала международным гроссмейстером среди мужчин. На международном турнире в Гётеборге мы с ней впервые встретились за шахматной доской. Тогда это было непривычно, чтобы женщина участвовала в мужском турнире. И все мужчины так не хотели именно ей не то что проигрывать, но даже вничью играть. И я в том числе. В нашей партии возникла заведомо ничейная позиция. Но я упорно продолжал партию, стремясь к победе во что бы то ни стало. В результате мы все равно сыграли вничью, а на следующий день я довольно быстро проиграл. Видимо, много сил накануне потратил. И Нона Терентьевна в одном интервью поиронизировала: она сказала, что не понимает «некоторых известных гроссмейстеров, которые с ней не хотят согласиться на ничью, а потом легко проигрывают молодым шахматистам».

О НАЛЬЧИКЕ

Я думал, что раньше не бывал у вас. Но мне говорят, что, оказывается, даже открытию шахматного клуба в Нальчике посодействовал. Если так, значит, благое дело сделал. В республике у вас действительно раньше был, в Приэльбрусье сборы для советских гроссмейстеров проводили. У вас замечательный город, очень красивая природа. Условия на турнире созданы отличные. Среди болельщиков, я вижу, есть очень грамотные, по ходу партий при разборе толковые ходы предлагают. Сейчас благодаря Интернету во всём мире за такими соревнованиями следят. Думаю, это отличная реклама Нальчику, как красивому курортному городу, где спокойная мирная жизнь, раз здесь такие турниры проводят.

Олег Лубан