Нальчик

«Сделай, чтобы казалось, что нарочно так написано»

Прежде, чем идти в кинотеатр на «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», нужно соблюсти два обязательных правила: во-первых, ничего заранее не читать о фильме, а во-вторых, посмотреть другие фильмы Уэса Андерсона. Первое поможет испытать радость просмотра «с чистого листа», а второе даст возможность быстро сориентироваться в несущих конструкциях новой картины.

Сюжет фильма представляет собой содержание одного номера журнала «Французский вестник», которое выходит в качестве приложения к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Номер этот, посвященный городку Аннуи, становится последним для журнала, поскольку главный редактор Артур Ховицер мл. умирает. Дальше перед нами раскрываются «статьи» этого выпуска: вступление-некролог, «Велорепортер», «Железобетонный шедевр», «Поправки в манифест», «Приватная столовая комиссара полиции». Андерсон создает лоскутное одеяло – пестрое, несмотря на внушительные черно-белые отрывки, многослойное и незабываемое. Истории из жизни Аннуи входят в сложные отношения между собой, увлекая зрителя то в одну сторону, то в другую. Как всегда у Уэса Андерсона, «Французский вестник» создает впечатление, что сюжет вторичен по отношению к стилю, но это только видимость, потому что истинной причиной любви зрителей и критиков к режиссеру является уникальная гармония между планом выражения и планом содержания. И это проявляет ся во всем: от цветовой гаммы и декораций до манеры актерской игры. На последнем невозможно не остановиться. «Французский вестник» собирает, безусловно, звездный состав, в котором эпитет «звездный» не является самоцелью: главным для режиссера все же является гармоничность и выразительность актерского ансамбля, благодаря чему этот список не превращается в капустник. Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Тимоти Шаламе, Леа Сейду, Бенисио Дель Торо, Эдриан Броуди, Фрэнсис МакДорманд, Матье Амальрик, Оуэн Уилсон, Кристоф Вальц, Сесиль де Франс, Уилем Дефо, Сирша Ронан – кажется, собрав их всех в одном месте, чем еще можно удивить? Может быть, тем, что некоторые из них появляются не просто в эпизодических ролях, но и вовсе в одном кадре. Сдержанные, но переходящие периодически в эксцентрику актерские работы выстроены в едином ключе, что тоже работает на общую гармонию художественного пространства фильма. Конечно, здесь есть и яркие бенефисы, которые смотрятся, как прорыв за грань своих возможностей (ну, или устоявшегося амплуа), при этом Уэсу Андерсону, подводящему актеров под некий общий знаменатель, удается не лишить ни одного из них индивидуальности, а в какой-то степени даже сыграть на стереотипах и привычных ожиданиях. И здесь каждым образом любуешься не меньше, чем безупречным художественным или музыкальным оформлением картины. При все этом «Французский вестник» не смотрится как стилистическое упражнение или урок жанровых вариаций, потому что Уэс Андерсон создает не просто безупречный фильм, он создает особое художественное пространство, новое измерение, которых до сих пор не существовало. Оно наполнено символами и смыслами, которые находить и постигать предстоит зрителю во время многочисленных пересмотров (они обязательно будут). Потому что добровольно оставлять мир «Французского вестника» не очень хочется, даже несмотря на то, что сюжет иллюзий не оставляет: идеальная редакция журнала перестает существовать вместе с Артуром Ховицером мл. И возможно, главная мысль автора, которую он хочет донести, заключается в том, что все хорошее однажды заканчивается, в том числе и «Французский вестник» — и журнал, и фильм. Поэтому наслаждаться надо до последнего титра.

Марина Битокова