Нальчик

Олдскульно и лампово: Новый год по-советски

«Двенадцать месяцев» (1956), реж. И. Иванов-Вано и М. Ботов

Сколько бы раз мы ни смотрели «Двенадцать месяцев», все же каждый раз мы будем постигать чудо сказки: это же машина времени! Она переносит нас одновременно и в свое сказочное заповедное время, которое длится без начала и конца, и в то время, когда мы впервые с сказкой соприкоснулись – в наше детство. В то ощущение, что мир безграничен и требует нашего постижения, в то умение безусловно сопереживать героям – без скепсиса и абстрагирования, в то любопытное нетерпение заглянуть, что же там дальше, чтобы заранее знать – бояться нам или ликовать… У этого мультфильма есть еще одна особенность, которая раскрасила нам наше детство – это голоса, которыми говорят герои. Сначала это просто голоса – очень выразительные, яркие и какието сочные. Но с течением времени мы понимаем, что эти впечатления подарили нам великие артисты, которые при озвучании мультфильмов работали с не меньшей отдачей, чем в театрах, оживляя сюжет, превращая сказку в такой мир, где мы жили полной жизнью, хотя бы те 55 минут, что длится картина. Эраст Гарин, Георгий Вицин, Алексей Грибов, Татьяна Барышева, Людмила Касаткина – здесь одного перечисления было бы достаточно, чтобы удивиться и подумать о том, что было тогда и что есть сегодня у отечественного детского кинематографа.

«Карнавальная ночь» (1957), реж. Э. Рязанов

Это был один из первых фильмов тогда еще начинающего режиссера, и совершенно точно, что он был первым успешным из его картин, он открыл блестящую рязановскую плеяду – прекрасный отрезок истории отечественного кинематографа. Но «Карнавальная ночь» стала не просто хитом, она стала своеобразной приметой времени: платья, в которые с такой любовью режиссер без устали переодевает героиню Людмилы Гурченко, формировали моду и в определенной степени стандарты женской красоты и привлекательности – это был стильный, по-советски переосмысленный «new look»; эти песни на много лет вперед стали позывными новогоднего настроения. И вообще, чтобы воссоздать атмосферу времени, порой достаточно лишь вспомнить этот фильм. Новогоднее чудо первой любви героев Гурченко и Юрия Белова, их дружбы и юношеского азарта переданы великолепно, а если учесть легкий джазовый акцент в исполнении «ансамбля песни пляски», то можно считать «Карнавальную ночь» настоящим гимном «оттепельной» романтике и надеждам своего времени. И мы тоже каждый год в предпраздничной суете вновь и вновь с радостью поддаемся этим надеждам и любуемся лучистыми глазами Людмилы Гурченко, для которой многое в жизни началось именно с этого фильма, и сопереживаем герою Юрия Белова, жизнь которого сложилась иначе – не так, как сулили ему его талант и успехи первых ярких ролей. Поэтому так легко окунуться в атмосферу праздника, которая может по-настоящему удивить нас, преобразив наше настроение из суетливого и повседневного в счастливое и предвкушающее нечто необыкновенное.

«Ирония судьбы, или С легким паром» (1975), реж. Э. Рязанов

Так случилось, что два главных советских кинохита про новогоднюю ночь с разницей почти в двадцать лет снял Эльдар Рязанов – «Карнавальную ночь» и «Иронию судьбы, или С легким паром». Что тут можно сказать по существу? Кажется, про этот фильм все уже сказано, каждый эпизод обсужден, даже героев разобрали с позиций современной психологии. Но как бы доказательно ни звучали все эти рассуждения, мы продолжим смотреть этот фильм каждый год 31 декабря, хотя бы одним глазком, накрывая праздничный стол. А если не получается смотреть, то слушать. Хотя бы ради песен и невероятной музыки Микаэла Таривердиева. Ведь когда звучит мелодия «Снег над Ленинградом», который начинается словно бы со звука дверного звонка, у нас в душе одновременно пробуждается грусть и надежда – это невероятное сочетание, которым так виртуозно владел Эльдар Рязанов.

«Чародеи» (1982), реж. К. Бромберг

В новогодней классике отечественного кинематографа, конечно, ничто не сравнится с постепенно трезвеющим Лукашиным, но не им одним жива новогодняя телепрограмма. Есть ведь еще стервозная Алена Дмитриевна и дьявольский Сатанеев из «Чародеев». Сказка от братьев Стругацких, хоть и изрядно перелицованная, все же остается обязательным атрибутом праздника. Как минимум без песни про трех белых коней представить себе зиму уже невозможно. Фильм про Научный универсальный институт необыкновенных услуг «НУИНУ», конечно, о волшебной палочке и эликсире молодости, но, прежде всего, о любви. Именно из этого кино мы узнаем главный секрет всех жизненных побед: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий. Он, может, и не универсальный, но разбирая на составляющие любую из своих побед, понимаешь, что сознательно или интуитивно именно так мы к ней и пришли.

«О чем еще говорят мужчины» (2011), реж. Д. Дьяченко

Фильм «Квартета И» «О чем еще говорят мужчины» – прекрасное дополнение к новогоднему столу. В отличие от приквела, здесь, помимо разговоров, есть еще и связывающая их воедино сюжетная канва. Но при этом пересказывать этот фильм совершенно бессмысленно, потому что несмотря на все фабульные ходы и второстепенные сюжетные линии, самое главное здесь разговоры и в основном о них – о женщинах. Потому что у этих четверых все всегда изза них, и даже это неожиданное дежурство у Саши в офисе 31 декабря – тоже. Впрочем, тут уже получается пересказ, а нам важно другое: здесь «Квартету И» удалось создать легкое предновогоднее повествование, в котором есть место и глубоким разговорам, и комедии положений, и около детективной истории, и всем необходимым атрибутам Нового года. Правда, на один из незыблемых символов они все же покусились: вместо мандаринов у них помидоры. Ну, пусть будут, тем более что с их легкой руки это теперь тоже почти главный элемент на праздничном столе. В самом деле, как можно без помидоров?!

Марина Битокова