Нальчик

Ангелина Чайковская: терапия для радости

В обилии электрического света так хороши были экстатические цвета работ Ангелины Чайковской. Ярко, громко, смело, сплошной контраст – и при этом чувство гармонии. Добиться не отторжения и желания закрыть глаза при работе с такими предельно яркими красками, а напротив — желания смотреть неотрывно – в этом читается высокий технический уровень мастера. И даже обилие золота, бусин, камней и прочих цацек не сделало работы «поделочными», в очередной раз подтверждая факт, что истинный художник способен создавать произведения искусства из любого материала. Впечатление, что чертежи и лекала, обнаружившие, что мир не монохромен и не статичен, заплясали по этому поводу буйно и радостно. «Восточная любовь», «Кристалл души», «Королева», «Раскрытие потенциала», «Денежный канал», «Радость», «Чаша изобилия. Рог изобилия» — только некоторые из названий работ звучат как комплименты и благопожелания на щедром застолье. Мы попросили Ангелину рассказать о своей методике. — Я художник-дизайнер по основному образованию, дипломированный психолог, арт-терапевт. С 2018-го занимаюсь нейрографикой. Это авторская методика психолога и художника Павла Пескарева, суть которой в изобразительных методах работы с подсознанием. Использую эту методику, обогащая ее собственными знаниями и наработками в области нейро-арта и арт-терапии.

— Весьма экстремальная терапия. Не всякий зритель готов к таким смелым цветовым решениям. — Моя задача – активировать людей, настроить на радость. Да, пастельные, мягкие тона — это покой, расслабление, нежнятина, няшность, но радости в этом нет. Радость – она брызжет, кричит. У нашего поколения был запрет на такую радость.

— Как в «Покровских воротах», «живут не для радости, а для совести?»

— Именно! Быть счастливой считалось стыдным. Радость должна была быть тихой. Нам все время затыкали рты – не шуми, не смейся, выражать эмоции считалось неприличным. В результате что мы имеем? Сформировалось целое поколение – мощные лидерши, достигаторши, а радости нет. Смысл арт-терапии как раз в том, чтобы активировать в себе то, чего не хватает или что давно забыто. То есть можно пойти от обратного. Если в жизни нет места каким-то чувствам, эмоциям, событиям или обстоятельствам, цвет и образы способны активировать это. Например, посмотрите, спиральные завиточки на картинах – это не просто художественный прием. Это улиточки из методики нейрографики. И все зависит от того, по часовой или против часовой стрелки они закручиваются.

— Обычный зритель, не владеющий премудростями нейрографики, способен понять, о чем ваши работы? Или всякий раз нужно объяснять про улиточек?

— В том-то все и дело, что каждый способен. Это считывается на интуитивном уровне. Причем, интересное дело, каждый выбирает для себя именно ту работу, которая для него актуальна, в которой скрыт его ресурс. Проверено и доказано неоднократно. В моей мастерской, да и здесь, на выставке, люди подходили именно к той картине, которая содержала в себе либо их стремление, либо их надежды, тайные желания.

Алена Мякинина