В Национальном музее КБР проходит совместная выставка: «Нейро-арт» Ангелины Чайковской и «Портал: реальность глазами телефона» Софи Ацкан. Начало в 19.00, а не в полдень, отказ от речей в официальной стилистике… Казалось бы, такие мелочи, но вкупе с атмосферой вернисажа и личным обаянием авторов это создало эффект салонной встречи, нехарактерной для наших широт. Абсолютно разные творческие концепции, представленные на выставке, могли бы стать отдельными событиями в культурной жизни республики. Но есть в этом объединении и свой шарм, и стиль. При переходе из одного зала в другой и обратно на контрасте особенно остро ощущалась индивидуальность каждого автора.
Зал с фотоработами Софи Ацкан затемненный, матовый, теплый. Инсталляция в центре из мольбертов и фонарем под ними, должно быть, имитирует костер. По задумке аудиозапись текстов Софи, сопровождающая экспозицию, делает мероприятие уже не выставкой, а перформансом. Все фото сделаны на камеру обычного мобильника. В это с трудом верится. С еще большим трудом верится, что в экспозиции нет ни одного постановочного сюжета. Уж слишком прекрасным выглядит все, к чему прикасается взгляд Софи. И дело здесь не только в красоте выстроенности кадра, световой перспективе, в игре света и тени и прочих эстетских изысках, которые отличают стиль фотографа. Это работы, которые вызывают не только любование и восторг от прекрасного, но и забрасывают тебя на более сложные уровни, где ты начинаешь думать и анализировать.
Под фото нет названий. По задумке автора, никакая заданность не должна влиять на чистое восприятие зрителя. И все же мы не смогли удержаться от вопросов про некоторые из сюжетов: — Руки на пишущей машинке… И это не постановочный кадр?
— Не поверите, совершенно спонтанный! Я зашла в кофейню в Нальчике, там сидел мужчина и что-то печатал на этой машинке. Конечно, я не смогла пройти мимо и сфотографировала его руки на клавишах.
— Должно быть, красота сама вас ищет, раз так чудесно пишущие машинки, печатающие на них мужчины и эти прелестные веточки хлопка рядом встречаются именно на вашем пути. А что за фото с «Балкарией» Мисоста Абаева?
— Я нашла эту книгу в сумке моей покойной бабушки Розы Хавпачевой. Эту сумку из крокодиловой кожи, как и другие ее вещи, я видела не раз. Но никогда не догадывалась заглянуть, что внутри. А там лежала как раз эта книга и несколько фото. И вот на следующий день я расположилась в кофейне с чашечкой, чтобы полистать книгу. Результат – экспонат выставки. Единственное, я «состарила» поверхность своей руки фильтром.
— Вы подчеркиваете, что снимаете исключительно и принципиально на телефон. Но есть ли смысл в таком случае переносить изображение на холст, бумагу, из пространства сети и гаджетов на стены музея? Ведь в контексте выставки эти работы звучат определенно иначе, нежели на экране смартфона.
— Несомненно. Разница есть. Мои фотоработы могут увидеть в моем телеграм-канале на экране телефона. Но смысл именно музейной экспозиции в том, чтобы придать работам определенный статус и продемонстрировать, что фото, сделанное на телефон, может обладать художественной ценностью. И это направление сейчас развивается во многих странах, и на телефоны снимаются настоящие шедевры. У нас в стране и республике, в частности, есть молодые ребята, которые, будучи не профессионалами, делают отличные кадры на свои телефоны. Но не всем хватает смелости поделиться ими. Возможно, один из посылов этой выставки – посеять зерно смелости в таких ребятах.
— По образованию вы магистр химии высокомолекулярных соединений, работаете косметологом. Но ваши фотоработы говорят о том, что вы значительное время уделяете своему хобби.
— Просто телефон всегда под рукой. И в этом смысле я всегда готова. И неправда, что за хорошими кадрами нужно уезжать далеко и посвящать этому много времени. Да, у меня есть много фоторабот, сделанных за границей. Но практически все, представленные на выставке, за исключением пары снимков на море, сделаны в Кабардино-Балкарии. Спонтанность – вот основной принцип. Я крайне редко планирую, что буду фотографировать. Например, еду в горы – и просто знаю, что я встречу то, что достойно быть запечатленным.