Нальчик

Юрий Ашинов: «ДОСААФ прошло испытание временем»

Есть у нас в стране организация, которая сумела сохранить свои лучшие традиции и преемственность, идущие ещё с советских времён. 23 января этого года она отметила свой юбилей – 95 лет. Это общественно-государственная организация ДОСААФ России. И по праву одним из лучших её подразделений уже много лет является отделение ДОСААФ России КБР. Почти двадцать лет республиканский Совет ДОСААФ возглавлял Юрий Илович Ашинов. Беседу с ним и предлагаем нашим читателям.

— Юрий Илович, давайте пройдёмся по вехам вашей биографии…

— Родился я 5 мая 1949 года в селении Старый Черек в многодетной семье. У меня два брата и шесть сестёр. Мой отец Илья Машевич Ашинов, участник Великой Отечественной войны, под Харьковом воевал, там тяжёлые ранения получил. Сейчас в шествии «Бессмертный полк» я, мои дети и внуки с его портретом обязательно принимаем участие. Моя мама Марзият Хакяшевна Ашинова, девичья фамилия у неё Иванова, также родом из Старого Черека. С 1956 по 1965 год я учился в Нальчике в школе-интернате № 1. В интернате мы были на полном обеспечении. Скучали по дому, конечно, но на воскресенье домой отпускали, постепенно освоились. Зато сама школа была великолепная!

Директор Бетал Ахмедович Богатырёв сумел её на высокий уровень вывести. С 5-го класса у нас было углубленное изучение английского языка, и другие предметы хорошо преподавали. Я благодарен судьбе за то, что учился в этой школе, она хороший фундамент знаний заложила. А после восьмого класса распределяли уже по месту жительства, среднюю школу закончил в Старом Череке. Поступил в университет КБГУ в Нальчике на сельхозфакультет по специальности инженерамеханика. На старших курсах на заочное отделение перевёлся, работать хотел, мы ведь небогато жили в многодетной семье. Поначалу грузчиком поработал, потом водителем на ГАЗ-51 перевели.

— А как свою судьбу с ДОСААФ связали?

— Меня рекомендовали на должность председателя районного отделения ДОСААФ, как человека с высшим образованием, знающего автотехнику. Так в 29 лет я стал председателем Урванского районного комитета ДОСААФ. В Урванском районе тогда первым секретарём был Валерий Мухамедович Коков, в будущем первый президент КБР. Он меня напутствовал на эту деятельность, приободрил.

Часто в то время я советовался с Залимом Алиевичем Налоевым, директором Нарткалинской станции юных техников. Наладили связи с первичными организациями, стали проводить соревнования: картинг, фигурное вождение легковых автомобилей, стрелковый и авиамодельный спорт. В 1979 году отстающая районная организация уже на втором месте в республике была, с тех пор всегда уже одной из лучших признавалась.

— Видимо, это и стало причиной того, что вам предложили республиканскую организацию ДОСААФ возглавить?

— Председателем республиканского Совета ДОСААФ я стал в 1998 году. Прежним руководителем был Нарчу Ахмедович Битуев, морской офицер, капитан I ранга. Он сам рекомендовал меня на эту должность. Но «тёплым местом» я этот пост точно не назвал бы. Вспомните, что у нас в 90-е годы происходило, как многие организации, существовавшие в СССР, постепенно разваливались. А ведь, пожалуй, только ДОСААФ и сумело в те «лихие девяностые» выжить. Не стало КПСС, нет уже комсомола, пионерской организации, а ДОСААФ существует!

— Так за счёт чего ДОСААФ сумело выжить в «лихолетье»?

— После развала СССР и для ДОСААФ, его в 1991 году переименовали в РОСТО, наступили нелёгкие времена. В Советском Союзе ДОСААФ была довольно богатой организацией, имевшей хорошую материально-техническую базу. С 1991 года всё пошло по наклонной. Каждая региональная организация старалась выжить в одиночку. Зарплаты были небольшими, многие люди ушли тогда, но зато остались самые преданные энтузиасты. Вообще, считаю, что работа в ДОСААФ – это призвание, человек должен любить своё дело и быть патриотом своей страны. ДОСААФ помогло то, что многие военно-прикладные виды спорта всё же остались привлекательны для молодёжи, мы смогли перейти на хозрасчёт. Те же автошколы, курсы водителей популярность не потеряли. Видимо, это стало для кого-то предметом зависти.

В 1993 году вышел указ президента России Б.Н. Ельцина о передаче имущества РОСТО-ДОСААФ государству. Но нашлись люди, которые сумели объяснить Борису Николаевичу, что это приведёт к развалу общества, а имущество растащат. И смогли отстоять — в 1994 году вышел новый указ Ельцина, отменивший прежний, РОСТО-ДОСААФ сохранили.

 — С какими проблемами в работе пришлось столкнуться?

— В некоторых районах республики отделения ДОСААФ фактически перестали работать, стали их возрождать. Установили ежегодные смотры техники, премировали тех, кто хорошо её содержал. Районные здания ДОСААФ много лет не ремонтировались.

В Черекском районе в селении Кашхатау в здании ДОСААФ прохудилась крыша. Во время обильных ливней воду вёдрами вычерпывали. Мы сами сделали ремонт методом народной стройки. Что это такое? Ну, а как у кабардинцев, у балкарцев принято – когда кто-то строит дом, все родственники, соседи помогают. Купили доски, шифер, а работали сами досаафовцы, и я в том числе. Руки есть, трудиться умеем. В общем, спасли здание в Кашхатау. И в других районах постепенно отремонтировали помещения. Кстати, в 2000-м году на Тырныауз сель сошёл, реку Гирхажан камнями перекрыло и затопило дома в низине. Так вот на пути селевого потока как раз здание ДОСААФ оказалось. Так оно, хоть и сильно пострадало, но выстояло, сдержало поток. Хотя потом мы внутри один валун в метр диаметром обнаружили. Если бы не крепость этого здания, снесло бы детсад и девятиэтажки, которые за ним находились. Символично, не зря же ДОСААФ оборонное общество! Потом также своими силами это здание в Тырныаузе восстанавливали.

 — А на местном уровне руководство республики оказывало поддержку?

— Первый президент КБР Валерий Коков хорошо относился к ДОСААФ, понимал необходимость его работы. В 1999 году было принято постановление правительства КБР о поддержке деятельности ДОСААФ КБР. Был создан Координационный Совет по патриотическому воспитанию при правительстве КБР, его возглавил вице-премьер Хаути Сохроков. Аналогичные Советы создали при районных администрациях, что намного облегчило нам работу.

Благодаря энтузиазму ветеранов Великой Отечественной войны в 1996 году был возрождён Нальчикский аэроклуб. Он был создан в 1934 году. Среди его воспитанников прославленные лётчики, герои Советского Союза: Алим Байсултанов, Кубати Карданов, Георгий Кузнецов, Сергей Стеблинский и другие герои войны. На рубеже 21-го века мы заключили договоры с профильными министерствами, ведомствами, с военкоматами о совместной работе. И в 2000-е работать стало уже полегче.

Новый Глава КБР Арсен Каноков тоже стал поддерживать деятельность ДОСААФ, был построен новый картодром в Нарткале, там создали спортивно-технический клуб «Эльбрус». Арсен Каноков посодействовал в приобретении новой техники для картингистов, автобуса для юных спортсменов. А мы уже проводили много соревнований по военно-техническим видам спорта. Это этапы открытого первенства республики по картингу, посвящённые памяти Героев Советского Союза Михаила Яхогоева, Назира Канукоева, Алима Байсултанова. А также соревнования по картингу на приз генерала-полковника Геннадия Трошева, открытый чемпионат республики на приз Президента КБР. На Площади Абхазии в Нальчике проводили соревнования по автоспорту: слалом и фигурное вождение. Также проходили соревнования в гонках по бездорожью вблизи селения Кенже. Состязания по мотокроссу мы проводили ежегодно в селении Ерокко, оборудовали там специальную трассу.

Турнир носит имя героя Советского Союза Аслангери Масаева. Также соревнования по мотокроссу проводятся в Зольском районе на приз кавалера орденов Славы трёх степеней Менли Мусова. Город Нарткала и селение Кахун в КБР являются центрами проведения сборов команд ДОСААФ России по авиамодельному спорту. Здесь ежегодно проводятся этап Кубка Мира «Кубок Залима Налоева» и этап Кубка Мира «Кубок Эльбрус». Спортсмены из Кабардино-Балкарии Андрей и Алим Налоевы и Сергей Кустарников в составе юношеской сборной России стали чемпионами мира в командном зачёте. Успешно работала радиошкола ДОСААФ, которой долгие годы руководил Нажмудин Доткулов.

Большой вклад в развитие радиоспорта внёс президент союза радиолюбителей КБР Анатолий Кенжекулов. Также мы проводили интересные, красочные мероприятия, посвящённые Дню ВМФ, Дню авиации, Дню военного автомобилиста. Регулярно проходили спартакиады школьников КБР, спартакиады призывников.

— Юрий Илович, отдельная тема для вас – проведение автопробегов по местам Боевой Славы.

— Конечно, такие автопробеги у нас приобрели большую популярность. Мы их проводили ко Дню Победы, Дню Памяти и Скорби 22 июня, Дню Защитника Отечества. Я считаю это замечательной формой патриотического воспитания для молодёжи. Автопробеги проводятся по местам боёв в годы войны в Кабардино-Балкарии. Обязательно участвуем в автопробеге к Эльхотовским воротам в Северной Осетии-Алании, где было остановлено немецко-фашистское наступление в 1942 году. Также мы делали автопробеги в Большую Мартыновку в Ростовской области, где приняли свой смертельный бой воины 115-й кавалерийской дивизии, сформированной в Кабардино-Балкарии. Теперь в Большой Мартыновке существует Аллея Памяти бойцов 115-й кавдивизии, школа носит имя этой дивизии, создан музей. Ещё одна интересная акция – это ежегодные восхождения кадетов, студентов, учащихся школ ДОСААФ на Курпские высоты в Терском районе КБР. Здесь в ожесточённых боях в 1942 году погибли более семнадцати тысяч бойцов Красной Армии.

— Юрий Илович, вы сами часто участвовали в соревнованиях по автоспорту. Это было обязанностью или хобби?

Я очень люблю технику, автоспорт. Это для меня и профессия, и хобби. Скорость люблю, но не терплю глупого, неоправданного лихачества на дороге. А в наших соревнованиях сам участвовал с удовольствием. И неоднократно становился их призёром как в классе легковых машин, так и грузовых, на ЗИЛ-131, КамАЗ-4310, хотя никто в этих состязаниях у нас в поддавки не играл. Я считаю, что преподаватели в автошколах сами должны уметь показать класс своим воспитанникам.

— Сейчас на какой машине ездите, дорожные правила случается нарушать?

— У меня «Тойотта-Камри», у сына «Ауди-А6», и на той, и на другой машине езжу. А вот в советские времена мне, конечно, автомобиль «ГАЗ-24» нравился. Насчёт нарушений, бывает, что и мне сотрудники ГАИ штрафы выписывают. Например, я в автоспорте привык, что мы стартуем с линии, фиксируя колёса на ней. Перед светофором же надо перед линией останавливаться, а я по привычке иногда линии касаюсь, автофиксатор это регистрирует, потом штраф приходит. Но вообще-то, конечно, стараюсь правила соблюдать.

— Юрий Илович, вы почти 20 лет ездили на работу из Старого Черека на машине. Получить или приобрести квартиру в Нальчике не было вариантов?

— Очередь на получение жилья в ДОСААФ ещё была, но я не считал возможным получить квартиру раньше ветеранов нашего общества. А приобретать квартиру в Нальчике и не хотел. Я на своей машине за 20 минут из Старого Черека до работы доезжал. И потом, как писал Сергей Есенин «У меня отец — крестьянин, ну а я — крестьянский сын». У меня в селе дом, хозяйство, а хозяйством надо заниматься.

 — Вы сами из многодетной семьи, а какая у вас семья, много детей, внуков?

— Моя супруга, Фатима Худовна, 43 года проработала воспитательницей, сейчас на пенсии. Сын Анзор, майор полиции в отставке, также как и я, большой любитель автотехники. Старшая дочь Лариса – экономист, младшая дочь Залина – врач-дерматолог. Наши дети подарили нам с женой пять внуков и пять внучек. Но вообще-то я считаю, что в этом деле главное не количество, а качество.

— Думаю, что у такого специалиста по патриотическому воспитанию проблем с качеством молодого поколения нет и не будет. Удачи вам, вашим детям и внукам!

Олег Лубан