Когда китайцы поняли, что игрушечные автомобили можно делать больше и даже сажать в них людей, зародился китайский автопром. Этот достаточно свежий анекдот, характеризующий новую для Поднебесной отрасль промышленности, придумали в России, которая своими достижениями в автомобилестроении высот тоже не достигла. Мы всю жизнь относились к китайцам с иронией, делая их персонажами частушек и анекдотов. Впрочем, анекдотичного в истории Китая хватало.
Великий кормчий Мао Цзэдун заставил китайцев строить в каждом дворе доменные печи и уничтожать воробьев, наносящих урон посевам. Воробьев затем пришлось срочно импортировать, а весь выплавленный кустарным способом чугун, видимо, пустили на одноразовые сверла, которыми китайцы завалили наш рынок. Во все времена китайцы воспринимали Россию, как большой испытательный полигон, закидывая нас третьесортными товарами, хотя весь остальной мир невозмутимые работяги обеспечивают достаточно качественной продукцией. И автомобили китайцы научатся делать хорошие, только потренируются на российских людях-манекенах, учтут все недостатки и выпустят китайский «Мерседес». Когда-то нищий, Китай становится страной с мощной экономикой, и уже говорят не о японском феномене, а о китайском. Железная дисциплина этого народа, который может адаптироваться к любым условиям, творит чудеса.
Последним рукотворным чудом китайского характера стала Олимпиада в Пекине. Количество золотых медалей у китайской команды приблизилось к полусотне, и это еще не предел. Китайцы берут «золото» в нетрадиционных для себя видах спорта. Иногда, конечно, не без помощи судей, которые очень любят хозяев Олимпиады. У китайцев не находят допинга в крови, хотя, наверное, не очень хорошо ищут. Они мастаки на всякие примочки по части химии и, возможно, уже придумали новые неизвестные науке допинги.
Впрочем, что китайцу хорошо, европейцу или американцу – смерть. Кто его знает, как влияет на спортивное мастерство жареная саранча или пирожки со свежими гусеницами. Это же сплошной белок, почти в чистом виде. Ну, ладно, входят китайчата в воду без брызг, поскольку почти ничего не весят, по этой же причине, как бабочки, стали летать на батуте, но тяжелая атлетика, да еще среди женщин, это уже совсем не по-китайски. А откуда в Китае высокие волейболисты, их что, специально селекционировали? Что-то здесь нечисто.
На фоне Китая сборная России выступает очень бледно. Всего-то чертова дюжина золотых медалей. Но, судя по тому, как орут наши комментаторы, российские золотые медали или тяжелее, или сделаны из более ценного металла. Пекинская Олимпиада стала ярким подтверждением того, что олимпийские принципы соблюдаются все меньше, а само мероприятие до предела коммерциализировано и политизировано.
Масло в олимпийский огонь добавил и президент Грузии Михаил Саакашвили, напавший на Южную Осетию в день открытия Олимпиады. Россию, которая отстаивает интересы своих граждан, почему-то считают агрессором, пытающимся нарушить целостность Грузии. При этом спортсмены из Грузии выступают, как ни в чем не бывало, а россияне чувствуют себя не всегда уютно. Такое уже было, когда Америка объявила бойкот Олимпиаде-80 в связи с присутствием наших войск в Афганистане. Уже тогда политические вопросы пытались разрешить с помощью спорта. Мы же не напоминаем китайцам, что они закидали Россию подозрительными пуховиками, игрушками из отравленной пластмассы и пиротехникой, опасной для жизни. Китайцам все равно, что о них думают, они тихо и мирно достигают своих целей в политике, экономике и спорте, оставляя позади себя супердержавы.
Остается ждать зимней Олимпиады в Сочи, чтобы «отомстить» за Пекин. Хотя к тому времени китайцы опять что-нибудь придумают, поскольку имеют невероятную способность не только размножаться, но и учиться на ошибках своих и чужих. Скоро в школах России вместо английского будут изучать китайский язык. Китайцы этого заслуживают.
Арсен Булатов, главный редактор
P.S. Этот текст написан четырнадцать лет назад. Если поменять хронологию, время года и добавить пандемию коронавируса, то все только усугубилось. Возможно, автор сегодня и не согласился бы с некоторыми выводами, но суть осталась та же. Стабильность нестабильности – показатель нашей эпохи. И китайское проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен» — мы все ощутили сполна. Так или иначе, его ощутили и сами китайцы, которые являются бенефициарами многих важнейших событий, происходящих сегодня в мире.