Нальчик

Прощальный урожай старенькой абрикосы

Решил я сегодня рассказать о нашей старой абрикосе. И не надо возмущаться и поправлять меня, у нас «на югах» говорят именно так – абрикоса, а не абрикос. Так что уж, пардон, но называть это дерево в мужском роде не могу, хоть убейте. Эта абрикоса прожила 40 лет, пока после очередного ливня с градом её ствол в один не очень прекрасный день не обломился. На неё ещё соседний разросшийся тутовник ветвями поддавил, вот после мощного ливня её размокший ствол и не выдержал. А я ведь помню, как мы её с отцом в нашем палисаднике сажали.

Когда по плану застройки города снесли наш частный дом по улице Захарова в Нальчике, мне было всего 5 лет. Но я смутно помню наш дом. Простенький, саманный, как и многие старые постройки того времени в Нальчике. Немного курочек у нас было, собака Жучка жила. Эта собака к нам приблудилась, её кто-то поранил. А моя матушка её выходила, отец ей будку сделал. И благодарная Жучка, хоть и была простой чёрной дворнягой, дом и сад сторожила на совесть. Был у нас хороший сад при доме.

Фрукты на базаре наша семья тогда не покупала. В саду были вишни, черешня, абрикоса, виноград, слива, орешники. Вот сад было жалко. Кстати, чуть позднее людям при сносе домов за сады стали компенсации выплачивать, а наш дом снесли в то время, когда этого закона ещё не было. Мы временно получили квартиру на Искоже, на улице Неделина. Временно потому, что дали также гарантийное письмо, что мы вернёмся в свой район, в центре города, когда построят новые дома.

В то время такое практиковалось, и такие обещания государство действительно сдерживало. Мы два года прожили на Искоже, а затем вселились в новый дом в центре города по улице Октябрьской, а ныне Нахушева. Мой отец и на Искоже сажал деревья, виноградник, а когда вернулись в свой район, то он решил уже привитую абрикосу перенести сюда. Помню, что мы пешком шли с Искожа с абрикосой, отец посадил её под окном, ну а я, семилетний, вроде как участвовал в этом процессе.

Абрикоса привилась, впоследствии высоты 4-го этажа достигла. А ещё отец посадил замечательный виноградник сорта «Лидия», в честь моей матушки – её Лидией зовут. Сделал на заводе специальные металлические опоры на каркасы окон, по которым виноградник пустили.

Летом на балконе и на окнах были настоящие живые зелёные беседки. И винограда, между прочим, вёдрами собирали, хоть и в городской квартире. Грозди были мощные, красивые, непохожие на популярный у нас сорт «Изабелла». Просто так виноград ели и делали шикарное натуральное вино без каких-либо вредных добавок. Красивый рубиновый цвет, чудесный аромат, тонкий вкус. Сейчас такого вина у нас и на базаре не купишь. Лет пятнадцать назад наш старый виноградник совсем стал чахнуть, и пришлось его спилить. Ведь ему же тоже 30 лет было.

Абрикоса же хорошо прижилась на новом месте, мы ведь за ней ведь ухаживали, поливали. Урожаи много лет давала дивные. И это при том, что абрикоса-то не за забором росла. И половину её плодов, наверное, пацаны ещё зелёными обносили. Сейчас нынешнее племя молодое кислые зелёные фрукты как-то не очень жалует. И хорошо, ведь беспокойств нам абрикоса доставляла тоже. Из-за её плодов тут и палки, камни летали, которые запросто в окно попасть могли. Приходилось пацанов время от времени гонять.

Я иногда думал – и что это мой папа клён не посадил? Нет уже на этом свете моего отца, за могилой которого я теперь ухаживаю. А абрикоса, им посаженная, ещё десять лет после его смерти жила. Несколько последних лет она уже не плодоносила вообще. Но, возможно, из-за того, что когда она зацветала, начинались последние поздние заморозки или дожди. И пчёлы, и шмели для её опыления не прилетали. Одна соседка с нашего подъезда сказала, что абрикоса засыхает и «это очень плохо по фэнь-шую». Давай, говорит, её спилим. Я рассмеялся – какой фэнь-шуй, мы что, китайцы, что ли? А затем возмутился: где же это, говорю, она засыхает? Мощное дерево, цветёт каждый год красиво, листва хорошая, от палящих лучей солнца защищает. А после этого я ещё и окопал её хорошо, землю разрыхлил, поливал. И абрикоса, словно обидевшись на слова соседки, и заценив мою заботу, показала, что никакая она не старушка дряхлая. И дала в следующем году невиданный урожай, какой и в молодые свои годы не всегда давала.

Мы по возможности абрикосы собирали, я из окна удочкой их сбивал (новая нальчикская забава — ловля абрикос на удочку), соседи собирали. Но только соберёшь, домой вернёшься, а они всё равно с верхушек падают и падают. Жалко было, когда за ночь абрикосы нападают, если на землю – хорошо, а вот те, что на дорогу между нашим домом и частным сектором падали, их потом машины проезжающие давили. Только и слышно было «чпок», чпок». Жалко не потому было, что фрукты пропадают, мы ж всётаки не на Севере живём. А жалко потому, что ведь наша старенькая абрикоса постаралась людям плоды дать!

Как-то раз молодая супружеская пара на мотоцикле ехала, так женщина увидела издали рассыпанные по асфальту абрикосы. Я из окна видел, как она постучала мужу по спине, говорит: «Стой! Ты посмотри, какая прелесть, давай соберём, я варенье сварю». Собрали, и сварили, наверное. И замечательно! А мы с матушкой моей тоже наварили разного варенья столько, что весь год потом ели. Разного – потому что я в Интернете всякие интересные рецепты поискал, экспериментировал с разными добавками: орехи, яблоки, лимонные дольки. И даже абрикосово-шоколадную пасту сделал. Там какао и сливочное масло добавляется. Но мне больше всего понравилось, когда я в абрикосы интуитивно при варке добавил апельсин и киви, которые под рукой оказались. Получилась очень симпатичная штука. 2 банки такие сделал тогда.

Даю фирменный рецепт от Олега Лубана: 2 кг абрикос, 2 кг сахара, 1 апельсин, 2 киви. Только апельсин сладкий берите, а не кислый, и киви хорошие. Берёте эмалированный таз, сыпьте туда абрикосы, предварительно помыв их и вынув из них косточки. Сыпьте сахар, не весь сразу, а порциями. И варите на не сильно большом огне, помешивая деревянной ложкой. Не совсем точно знаю, почему деревянной – но непременно деревянной! (Мешать обязательно веткой жимолости, как рекомендовал писатель Венедикт Ерофеев, не обязательно. Шутка. Он, правда, для иного случая это рекомендовал). Апельсин очищаете, режете на мелкие кусочки и всыпаете в варенье, и сок, выделившийся при нарезке апельсина, – туда же. Корки апельсиновые тоже можно добавлять мелко нарезанные. Но в этот рецепт я бы не рекомендовал, всё-таки корки жестковатые. Киви тоже очищаем от шкурки, режем мелко мякоть и всыпаем в варенье. Варенье получается очень нежным на вкус и красивым на цвет!

Можно ещё накрошенный арахис или миндаль добавить, или мелко накрошенные грецкие орехи тоже подойдут. Если рассчитываете на долгое хранение, то закатайте металлическими крышками. А если не на очень долгое и хранить будете в прохладном месте, то и пластмассовые подойдут.

Зимой потом с крепким чаем и со свежим белым хлебом с маслом – очень даже неплохо, я вам скажу. В общем, наша абрикоса буквально за год до своей трагической гибели словно песню группы «Чайф» спела: «А не спеши ты нас хоронить, ведь у нас ещё есть дела…».

А может, это она привет мне от отца передала?

Олег Лубан

На фото: наша абрикоса ранней весной