Договариваясь о встрече с героиней этого интервью, я вовсе не думала приурочить публикацию к Международному женскому дню. Но, познакомившись с ней поближе, поняла, что она живое современное воплощение сути этого праздника – сильная, смелая, независимая, умная, решительная (можно продолжать дальше, но меня заподозрят в предвзятости), совсем не женские качества, равно как и сфера деятельности – бизнес. Она знает, как его продвигать, развивать и зарабатывать. Воодушевлять и вдохновлять на новые свершения… Стоп, не эти ли качества считаются исключительно женскими? Хотя сама героиня говорит, что женскость – совсем не про неё. Итак, в объективе Наталья Костенко, SMM-специалист и мама двух сыновей. (Внимание! Cтатья – спойлер содержит некоторые секреты ведения успешного бизнеса.)
Договариваясь о встрече с героиней этого интервью, я вовсе не думала приурочить публикацию к Международному женскому дню. Но, познакомившись с ней поближе, поняла, что она живое современное воплощение сути этого праздника – сильная, смелая, независимая, умная, решительная (можно продолжать дальше, но меня заподозрят в предвзятости), совсем не женские качества, равно как и сфера деятельности – бизнес. Она знает, как его продвигать, развивать и зарабатывать. Воодушевлять и вдохновлять на новые свершения… Стоп, не эти ли качества считаются исключительно женскими? Хотя сама героиня говорит, что женскость – совсем не про неё. Итак, в объективе Наталья Костенко, SMM-специалист и мама двух сыновей. (Внимание! Cтатья – спойлер содержит некоторые секреты ведения успешного бизнеса.)
— Что такое SMM?
— SMM (Social Media Marketing) – это маркетинг в социальных сетях, способы общения с аудиторией. Ошибочно думать, что речь идет только об инстаграме, на самом деле все намного шире и социальных сетей очень много. СММ чем-то похож на PR-технологии, только с более узкой направленностью и адаптированными алгоритмами. К примеру, пять лет назад было важно, в какое время публикуешь пост в инстаграме. Приходилось делать это по будильнику, иначе обновление не наберет должный охват. Потом была история с гивами, когда несколько человек скидываются, покупают призы и разыгрывают их ради подписки. Сейчас это все не актуально. Ушло понимание того, что много подписчиков – это важно. Сейчас важнее понятие целевой аудитории. Можно иметь всего несколько тысяч подписчиков, но это настоящая, эффективная аудитория, без накрутки. Вообще мне не нравится формулировка СММ, я предпочитаю говорить – маркетинг и интернет-маркетинг. “Вырывать” из контекста только интернет без работы с реальным сервисом или продуктом неправильно. У нас в республике переоценивают первое и недооценивают второе. Реклама – это, конечно, хорошо. Но когда она работает, и приходят новые люди, а внутри бизнеса ничего не налажено, и он не способен принять такое количество клиентов – вот это плохо.
— Суть маркетолога простым языком?
— Сформировать спрос. Найти потребность и удовлетворить её. К примеру, история с айфонами. Люди выстраивались в очередь, чтобы купить новую модель смартфона. Это потребность быть первым, обладать чем-то исключительным и т.д.
— В SMM есть место творчеству?
— Я не верю в творчество. Я не верю в то, что успех придет к художнику, если он выплеснет на холст свой порыв. Художника ждёт успех, если он пишет часами, пробует все, проводит выставки. В любой профессии успех приходит к тому, кто совершает набор системных действий. Результат приходит к тем, кто работает. Успех – не случайность, это результат.
— Этому где-то учат или это наработанные знания?
— И то, и другое. Первое образование у меня бухгалтерское, затем экономическое со специализацией “менеджер с уклоном на недвижимость”. Третье образование получала медицинское. На тот момент я преподавала йогу, мне хотелось узнать, как устроен человек. Еще проходила разные курсы повышения квалификации.
— Как произошел переход от йоги к маркетингу?
— Вообще в сфере продаж я больше 20 лет, а именно в маркетинге с 2016 года. Вначале это были проекты, в которых я работала как внутренний маркетолог и вела один проект. Ну, и как часто говорят, кризис рождает возможности, первая волна пандемии для меня стала толчком, что надо перестать ждать и начать собирать команду. Когда я была в первом декрете, прочитала статью о том, что женщина не должна принимать финансовую помощь у родителей, так как лишает тем самым мужа возможности зарабатывать. Я взяла это на вооружение в надежде на карьерный рост супруга, но это не произошло. Случилось другое, я узнала, что местный фитнес-клуб ищет менеджера, пошла на собеседование, и мне предложили заняться продажами. Я начала вести страницу клуба в инстаграме, параллельно организовывались разного рода мероприятия: велопробеги, игры в настолки, турниры по настольному теннису и многое другое. Нельзя построить что-то хорошее только за счет интернета. Дальше был проект, связанный с индустрией красоты, затем сеть автозаправочных станций. Как бы странно ни казалось, но это был очень интересный проект. Вместе с ними мы провели несколько экологических акций, детские конкурсы и т.д. После этого я объявила о том, что мы берем всех внешних клиентов. Я, кстати, очень благодарна им за доверие, несмотря на то, что по-честному говорили “всего не знаем”, “пробуем”. Да и сейчас говорить такое неправильно. Всё быстро меняется, надо всё время учиться, развиваться.
— Исходя из вашего опыта, можете охарактеризовать особенности местного бизнеса?
— У нашего бизнеса часто нет задачи окупаемости. Бизнес делается, чтобы иметь бизнес. Чтобы сказать: “посмотрите, какая у меня жена деловая” или “посмотрите, какой я крутой”. Зачастую, такие проекты оплачиваются из других, прибыльных проектов. У нас не любят платить деньги. Находят общего знакомого, который просит отдать услугу или товар бесплатно. Наш бизнес испытывает дефицит квалифицированных кадров. Часто приходится приглашать человека из-за границы или из других областей страны, организовывать жилье. Масса инженеров в сельском хозяйстве приезжие, мало хороших ветеринаров и других профильных специалистов. Вообще сейчас ушло время престижных профессий, зарабатывать большие деньги может любой квалифицированный специалист: сантехник, автослесарь, плиточник. К последнему очередь стоит на год. Отсутствие успеха в этих профессиях говорит либо о некачественной работе, либо плохом маркетинге. Первое не ко мне, второе можно исправить. К примеру, как специалисту по укладке кафеля сделать так, чтобы у него всегда было больше клиентов – удивлять их. А именно – приходить на объект в бахилах и убирать после себя. Есть очень хорошая книга “Клиенты на всю жизнь”, одна из основных её мыслей – заяви максимальное время оказания услуги и её максимальную стоимость, но сделай быстрее и предложи скидку. Таким образом создается эффект “ВАУ”. У нас делается всё ровно наоборот, опасаясь потерять клиента, говорят, что сделают быстро, в итоге не успевают в заявленный срок, клиент остается недоволен.
— Что важно, помимо маркетинга?
— Правильное отношение к людям. Бизнес – это всегда люди, те, на кого ты работаешь и кто работает на тебя. Со мной часто спорят, но я убеждена, что люди работают не только за зарплату. Даже когда человек говорит, что увольняется, так как нашел более высокооплачиваемую работу, чаще всего, причина в том, что ему просто не сказали спасибо. Руководители часто заблуждаются, думая, что платить вовремя зарплату уже достаточно. В работе с разными людьми и организациями я всегда стараюсь подмечать интересующие меня нюансы, то, что я потом использую в работе. Когда я вижу, что персонал работает в кафе уже пять лет – это показатель грамотного руководства. Это заслуга работодателя, который создает комфортные условия для подчиненных. Люди очень часто готовы уходить на менее высокооплачиваемую работу, с более лояльными условиями труда. Поэтому там, где работают долго – грамотно руководят, это один из столпов успеха. Подсознательно мы все хотим стабильности, когда видишь одних и тех же сотрудников много лет, больше доверяешь организации.
— Я слышала ранее о том, что критический возраст для некоторых видов бизнеса – год. Если выжил, можно спокойно работать дальше. Это так?
— Думаю, здесь нужен индивидуальный подход. Не скажу, что есть какой-то определённый критический возраст. По поводу спокойной работы – в бизнесе стабильности не существует, есть рост и стагнация. В любом проекте можно обозначить стадии экономического роста, когда вектор сначала идет вверх (сначала в кофейне продали одну чашку кофе, потом 10, 15… 100), потом следует прямая. Если каждый день начали продавать 100 чашек, надо бить тревогу, потому что за этим обязательно пойдет спад. Это точка, в которой нужно создавать новый рост. Это может быть новый товар, к примеру, пончики или акция – что-то в подарок, а можно открыть рядом услугу, к примеру, ремонт велосипедов. Это применимо и к жизни. Необходимо ставить краткосрочные и долгосрочные планы, двигаться вперед. Кстати, еще одна проблема, люди не умеют ставить задачи. Мне иногда приходится угадывать, чего хочет клиент.
— Принято считать, что самое популярное направление в бизнесе в республике – это строительство. Это так?
— Дело в том, что у нас никто не знает настоящих цифр, это как раз к вопросу о бизнесе ради бизнеса. А потом, у меня вопрос, есть ли реальные покупатели на то количество новостроек, которое у нас возводится. Когда открываю Авито и вижу недвижимость за 90 млн., не понимаю, кто это покупает? Я думаю, самая популярная сфера бизнеса – это услуги, они требуют минимальных вложений. Я очень верю и жду расцвета туризма. Знаю людей, которые с удовольствием приезжают в республику каждый год. Знаю тех, кто продал всё и переехал сюда из других российских городов просто потому, что им здесь нравится.
— Мама в бизнесе – это нелегко, так ли это необходимо?
— Был момент кризиса, когда я хотела встать в позицию жертвы – “я работаю потому, что я такая несчастная”. Но я села и прояснила для себя некоторые вещи: мне нравится реализовываться, мне нравится общаться с людьми, работа делает меня счастливее и от этого выигрывают все, в том числе семья.
— Не было кризиса, связанного с чувством вины, что недостаточно времени уделяете детям?
— Я проходила чувство вины, и я с ним разобралась. Я поняла, что детям нужно 100% моего внимания, но не 100% моего времени. Я эффективно провожу с ними время по вечерам и в выходные дни. Мы, однозначно, делаем хорошо только одно дело в одну единицу времени, и в этом залог эффективности. Больше того, наверное, счастье – это проживать жизнь в том моменте, в котором ты есть. Если ты на работе – думать только о работе, если пришел домой, жить домашней жизнью. К сожалению, люди часто не могут переключаться, переносят рабочие проблемы домой, а домашние решают на работе. В этом и заключается важность тренировки эмоционального интеллекта. Человек, не умеющий отдыхать, изнашивает себя. Причём, те, кто работает физически, легко восстанавливаются, сложнее тем, кто устаёт морально, таким людям обязательно нужно заниматься спортом. Мне часто говорят: “Ты не понимаешь, у меня нет времени”. Не обязательно ходить в фитнес-центр или заниматься велоспортом, можно просто больше ходить пешком, обежать пару раз вокруг дома вечером, сделать приседания и т. д.
— У нас принято считать, что женщина в бизнесе – это блажь. Вам приходилось с этим сталкиваться?
— У меня есть подруги, которых полностью содержат мужья, но значительно большее количество женщин, которых я знаю, либо вносят весомый вклад в семейный бюджет, либо зарабатывают многим больше мужа. Лично меня родители воспитывали самостоятельной и независимой. Я, даже будучи еще не замужем, жила отдельно от них. Вообще милая, мягкая, покладистая домохозяйка – это не про меня.
— К вопросу о саморазвитии, что читаете?
— Я сейчас мало читаю. В прошлом году прочитала так мало, что даже стыдно об этом говорить. В этом году поставила себе цель читать одну книгу в месяц. Первого февраля, когда подводила итоги месяца, поняла, что я не выполнила задачу, села дочитала ночью книгу, получила удовольствие и от книги, и от выполненной задачи. В основном, я читаю обучающую, развивающую профильную литературу, крайне редко художественную прозу. Одна из любимых книг “Герой нашего времени”. Последняя из прочитанных — “Психология инвестирования”. Она, кстати, и не про психологию, и не про инвестирование, она о принятии решений. Мне понравилась фраза из этой книги “очень часто мы занимаемся срочным и упускаем важное”. Еще одна из последних “Мани азбука” — интересная книжка. Читать нужно, так как рутина приводит к клиповому мышлению. Обратите внимание, даже реклама по ТВ, которая раньше занимала несколько минут, сейчас сократилась до 15-30 секунд. Мы разучиваемся мыслить широко. Чтение книг – это тренировка способности удерживать нить мысли и усваивать большой объем информации.
— Ваше свободное время, какое оно?
— Люблю вязать крючком. Часто слышу, что это успокаивает, не сказала бы, мне просто нравится. Всё еще люблю йогу. Еще мы с моим старшим сыном, ему семь лет, любим вместе рисовать и рассказывать друг другу перед сном, что хорошего произошло с нами за день.
Беседовала Таира Мамедова