Один мой знакомый купил десять пачек таблеток от головной боли и кучу других препаратов от болезней, которыми он никогда не болел и болеть совсем не собирается. На мой вопрос «Зачем?» он ответил: «Пусть будет». И невдомек этому в меру упитанному мужчине, что препараты эти могут понадобиться именно тому, кто в них нуждается. Нет, он, может, и поделится с ближним, но осознание того, что он скупил пол-аптеки, даёт ему ощущение, что он себя обезопасил от мигрени и колик на длительное время и придаёт ему сил и уверенности в завтрашнем дне.
В первые дни пандемии коронавируса, о котором мы сейчас вспоминаем с легкой грустью, эти же люди скупали мешками гречку, макароны, соль, сахар и прочие товары народного потребления. Самым удивительным для меня в те дни был ажиотажный спрос на туалетную бумагу, которую народ брал упаковками, видимо, предполагая, что остаток дней ему придётся провести в разных по степени комфортности туалетах. Потом, правда, все появилось, но залежи туалетной бумаги, которой несколько раз можно обернуть земной шар, остались.
Логически объяснить туалетно-бумажный бум многие не могли, но брали мягкую целлюлозу, потому что все брали. Да, это потом все выбрасывали крупы, в которых завелись насекомые, и долго сожалели о бесцельно потраченных деньгах. Были даже случаи, когда купленные товары пытались вернуть в магазины, и даже со скидкой, но это не очень вязалось с законами рынка. Сегодня ситуация повторяется, но тренды немного поменялись, как и курс рубля к мировым валютам. Люди кинулись скупать бытовую технику, бытовую химию и все остальное, что в их быту, может, и не понадобится никогда.
Таким образом народ думает спасти деньги, не понимая, что деньги надо вкладывать в совсем другие вещи. Еда не закончится, а одного старенького телевизора хватит, чтобы проглядеть в него все глаза, но это не останавливает тех, кто сеет потребительскую панику, заражая ею даже людей, живущих по принципу «на всю жизнь не напасешься». Запасается народ не по-детски. Чем не преминули воспользоваться не самые лучшие представители торговли, которые сразу начали менять ценники даже на давно завезённый товар, никак не привязанный к курсу конвертируемых валют.
Конечно, властные структуры будут делать всё возможное для сдерживания цен, хотя бы на товары первой необходимости, но за всем не уследишь. Странно, конечно, привязывать стоимость лука, выращенного на грядке, к евро, но даже наши бабушки сразу начинают следить за биржей, чтобы поднять цену на яйца из-под аборигенной курицы. Призывать кого-то к совести — занятие неблагодарное, но есть же те, у кого она хоть немного, но осталась.
Желание помочь друг другу в тяжёлые времена всегда было свойственно нашим людям, но вот что удивительно: чем лучше мы живем, тем этого желания все меньше. Сейчас, пожалуй, у страны самое тяжелое положение в новейшей истории. И дело даже не в экономических санкциях. На нас оказывается массированное моральное давление, иногда просто в силу того, что мы тут живем. Нам особо и деваться некуда.
Мы все, независимо от материального достатка, в одной лодке. В своё время я прочитал множество учебников по выживанию в агрессивной среде и дикой природе. Но через все эти пособия красной нитью проходит одна мысль: намного быстрее погибает тот, кто паникует и начинает предпринимать необдуманные действия. Страх убивает быстрее, чем воздействие на организм враждебных стихий. Поэтому как никогда, нам всем нужно мобилизоваться и отставить панику, иначе последствия будут куда более плачевными.
Арсен Булатов, главный редактор P.S. «Парадокс Гиффена» — при повышении цен на определённые виды товара (в основном, товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.