Национальный музей представил выставку, посвященную Дню возрождения балкарского народа. Более двухсот уникальных фотоматериалов экспозиции охватывают период от второй половины XIX века до середины 60-х годов ХХ века. Кроме раритетных снимков, посетители смогут увидеть предметы быта, домашнюю утварь, къызыл-къобуз и къыл-къобуз — балкарские струнный и смычковый инструменты, национальные костюмы из фондовых собраний музея.
Даная выставка – образчик кропотливой работы музейных работников и их трепетного отношения к отмечаемой дате. Видно, с каким вниманием к историческим деталям, уважением к балкарскому народу собрана экспозиция.
Фото рассказывают порой больше, чем учебники истории, которые чаще всего ленятся читать дети. Человек, совсем несведущий в области этнологии и истории балкарцев, пройдя по периметру выставочного зала, будет иметь общее представление об особенностях этого народа. Диапазон тем и сюжетов, к которым обратились составители экспозиции, максимально широк в представленных обстоятельствах.
Так мы видим образцы традиционной балкарской архитектуры. От башен и строений – памятников архитектуры федерального значения, привлекающих внимание ученых и туристов всего мира, до традиционных жилищ. Здесь же узкие горные дороги, мосты, селения, их облик до депортации. На портретах — лучшие представители балкарской интеллигенции, сыгравшие важную роль в истории и культурной жизни народа. Например, на снимке 1962 года первый выпуск отделения балкарского языка и литературы и русского языка и литературы историко-филологического факультета КБГУ. Или первый набор Кабардино-Балкарского государственного университета 1957 года с преподавателями Алиевым Умаром Баблашевичем и Аппаевым Аскером Макаровичем.
Особый интерес представляет фото 1940 года Балкарского государственного хора, так как в таком составе он просуществовал недолго, и вскоре балкарский и кабардинский вокальные коллективы были объединены.
Выставка знакомит нас с представителями разных сословий и разных горских обществ. Это простые труженики, крестьяне. Подолгу задерживаешься у таких занимательных сюжетов, как варка колхозной бузы в селении Тегенекли в 1931 году. Изучаешь земледельческие орудия балкарцев, вглядываешься в детали процесса обработка кожи в селении Урусбиево или стирки белья.
Как символическая встреча архаики и промышленной революции — первый автомобиль в горах на фоне традиционной террасной архитектуры балкарцев, 1935 год. Охвачены самые разные сферы жизни.
Вот Кайсын Кулиев общается с сельскими детьми. Знаменитый балкарский чабан, герой социалистического труда Салих Аттоев разговаривает со своими земляками на фоне отары. Вот балкарцы, прославившиеся в Первой мировой войне. Среди них Абаев Асланбек Гергокович, погибший смертью храбрых в 1914 в Галиции. Шакманов Али-Солтан Карабашевич — кавалер трех Георгиевских крестов. К слову, к двум из них он был представлен в течение одного дня за проявленный героизм.
Некоторые фото являются уникальными документальными иллюстрациями интереснейших событий балкарской истории. Например, групповой снимок 1885 года — М.М. Ковалевский, профессор И.И. Иванюков, князь И.М. Урусбиев, отставной офицер Д.Л. Аглинцев, писатель К. Михайловский, С.И. Танеев. Стоп-кадр событий, когда музыкант, композитор, ученый и просветитель Танеев побывал в Приэльбрусье и собрал богатый материал о музыкальной культуре балкарцев. Сопровождал и привечал гостей в своем ауле князь Урусбиев.
После Иванюков и Ковалевский, присутствующие на фото, вспоминали: «Однажды в дождливый вечер князь Урусбиев играл на кобузе, а С.И. Танеев переводил его игру на ноты; в комнату входил всякий желавший послушать музыку; к концу набралось человек до сорока; слушатели с любопытством и недоумением смотрели на нотные знаки и приходили в неописанное изумление и восторг, когда С.И. Танеев напевал по записанным нотам только что сыгранную князем мелодию».
Другая известная история, связанная с профессиональным музыкальным искусством, воплощена в портрете Султанбека Абаева. Этот горец в черкеске со скрипкой — выдающийся музыкант и педагог, обучавшийся в Санкт-Петербургской консерватории, ученик великого скрипача Генрика Венявского, сокурсник Петра Ильича Чайковского.
За каждым фото – величественная, житейская, обычная, забавная или трогательная история. Например, на снимке 1957 года – Ибрагим Эдоков и Канитат Альботова на фоне дома, первыми возвратившиеся в родное селение Верхний Чегем. А элегантная женщина приятной наружности с ребенком на руках – Ханифа-Ханум Абаева, первая просветительница Кавказа с дочерью. Рожденная в родовом поместье Абаевых в селении Шканты, Ханифа вместе с Фузой Шахмановой стала первой мусульманкой Кавказа, получившей светское образование. Вся ее последующая жизнь была связана с просвещением женщин. Именно ей принадлежат слова, которые она произнесла в 1906 году на съезде учителей-мусульман Российской империи: «…Если мужчина – глава семьи, то женщина – ее основа, на ней все заботы о домашнем очаге, на ней воспитание детей, но какой же воспитатель мать-мусульманка, если она сама забитый неграмотный человек…
На благо будущего мы должны учить наших девочек наравне с мальчиками». Несомненно, гордостью народа являются первые балкарские врачи, чьи портреты также представлены на выставке. Шаханов Абай Шаулохович — один из первых горцев, получивших высшее медицинское образование. В 1876 году окончил Санкт-Петербургскую военно-хирургическую академию.
Участник русскотурецкой войны 1877-1878 гг., генералмайор медицинской службы, ученый. Абаев Исмаил Мисостович — врачбактериолог, автор ряда статей по медицине. Участник Первой мировой войны 1914-1918 гг., главврач санитарного отряда на турецком фронте у г. Эрзерум.
Активный строитель советского здравоохранения в Кабардино-Балкарии. Здесь и Мисост Абаев – видный общественно-политический деятель Северного Кавказа конца XIX-начала XX вв., автор первого обобщающего труда по истории балкарцев и их быта. И Исмаил Урусбиев — владелец первой типографии в Нальчике. И выдающийся политический и общественный деятель Азнор Айдаболов — кавалер орденов Св. Анны, Св. Станислава и Св. Владимира. И многие другие, прославившие балкарский народ, внесшие неоценимый вклад в его развитие и благополучие.
Алена Мякинина