Нальчик

Имран Бабочиев: Хочу победить на Олимпиаде в Париже!

Информационный повод для встречи с борцом греко-римского стиля Имраном Бабочиевым и его наставником, заслуженным тренером России Тахиром Гоплачевым, был серьезный. С 2 по 6 марта 2022 года в городе Самара состоялось Первенство России по греко-римской борьбе среди юниоров до 21 года памяти И.А. Найвальта «Новая высота». Чтобы понять статус турнира, достаточно перечислить приглашенных гостей. На тожественном открытии присутствовали губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, президент Федерации спортивной борьбы России, олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили, Герой России, трехкратный победитель Олимпийских игр, многократный чемпион мира и Европы по грекоримской борьбе, сенатор Российской Федерации Александр Карелин. Выше всяких похвал выступил на этом первенстве воспитанник МКУ «Спортивная школа «Эльбрус» Управления по физической культуре, спорту и делам молодежи Местной администрации городского округа Нальчик Имран Бабочиев. В весовой категории до 67 кг Имран занял первое место, став победителем Первенства России. Спорт – это мини-калька обычной жизни. Даже честные судьи, как правило, отдают симпатии хозяевам поля (в данном случае, ковра). Соперником Бабочиева в финале стал самарский борец, мастер спорта России, чемпион мира среди юношей Максим Скуратов. Чтобы победить его на глазах главы региона, нужно было сделать это с запасом. Имран буквально размазал соперника по ковру, победив с внушительным счетом 9:0. Судейская коллегия турнира была настолько восхищена действиями Бабочиева, что единогласным решением признала нашего земляка лучшим борцом всего соревнования. Согласитесь, в греко-римской борьбе, где нельзя делать подножки и проходы в ноги, раскрасить финальный поединок множеством результативных действий – это дорогого стоит. Интервью прошло в формате «двое на одного». Надо признать, наставник и подопечный настолько органично взаимодействуют, что беседа пролетела на одном дыхании

— Мне кажется, что для любого молодого человека, занимающегося греко-римской борьбой , кумиром является Александр Карелин. А кем еще из борцов ты восхищаешься?

— (Бабочиев) Мне очень нравится двукратный олимпийский чемпион (Лондон-2012 и Риоде-Жанейро-2016), многократный чемпион мира и Европы, победитель Кубка мира Роман Власов. Ему уже за тридцать, а он до сих пор выступает и побеждает.

— Имран, ты являешься двукратным победителем первенств Европы 2017 и 2019 годов. То есть, я так понимаю, что континентальные первенства проводятся раз в два года?

— (Гоплачев) Турниры эти проводятся каждый год.

— И где Имран был в 2018 году?

— (Б) Дома был. В том году я проиграл отбор, на Европу поехал чемпион России.

– И как он выступил?

— (Б) Как и положено россиянину – стал чемпионом Европы.

— А ты на первенство мира попадал?

— (Б) В 2019 году участвовал, но проиграл в четвертьфинале будущему чемпиону.

— Кстати, именно поэтому и придумали утешительные финалы в борьбе. Вы все взрослеете одновременно. Можно предположить, что по своему возрасту в вашем весе сложился свой постоянный круг соперников.

— (Б) Нельзя сказать, что круг претендентов постоянный и несменяемый. Кто-то новый регулярно появляется. Но в целом костяк все тот же.

— Нынешнее всероссийское первенство являлось отбором на Европу и мир?

— (Г) Да, победитель будет представлять страну на этих турнирах.

— Давайте определимся с процедурой. То есть, Максим Скуратов уже никуда не едет?

— (Г) Так утверждать нельзя. Имран – основной претендент. Но нельзя не учитывать, что между российским и мировым первенствами несколько месяцев. Понятно, что пятый-шестой номер рейтинга не будут в числе кандидатов, но окончательный выбор будет делать главный тренер сборной России. Но, повторюсь, Имран – главный претендент на участие. Тем более, что в личном поединке Имран выиграл 9:0.

— Сколько еще лет предстоит «вариться» в турнирах с возрастным цензом? Когда уже можно будет заявляться во взрослые соревнования?

— (Г) Имран уже на «возрастной» границе. Выступит на мировом первенстве до 21 года, и потом уже станет соревноваться с самыми сильными борцами.

— И кто заказывает музыку в твоем весе?

— (Б) Это обладатель Кубка мира и чемпион России чеченец Назир Абдуллаев, наш земляк, чемпион России Адам Гаужаев, еще один чеченец Аслан Висаитов.

— Ни для кого не секрет, что с годами люди набирают вес. В 20 лет борец весил 50 килограммов, а через 5-6 лет достиг 75 кило. Имран, ты примерно прикидываешь, в какой весовой категории тебе придется выступать через несколько лет?

— (Б) Очень далеко не загадываю, но на ближайшую Олимпиаду планирую поехать в весовой категории 67 кг.

— (Г) Их в семье трое мальчиков. Младший брат пока еще до турниров не дорос. А вот средний брат Умар (он младше Имрана на три года) уже набрал вес, выступает в категории 71 кг и будет еще набирать. Тут есть простое объяснение. Умар по телосложению пошел в отца, который крупный, дородный.

— Это ведь хорошо. Помните боксеров братьев Кличко, которые придумывали «отмазки», чтобы не биться друг с другом. А у братьев Бабочиевых конфликта интересов нет – в битве за медали брат не пойдет на брата. Имран, у тебя какое образование?

— (Б) Я уже закончил юридический факультет Белгородского колледжа. Сейчас поступил на заочное отделение КБГАУ,

— А как удалось поступить на заочное отделение и не быть призванным в армию?

— (Г) А он сейчас в армии. Это уже давно действующая практика: если молодой человек входит в национальную сборную страны по какому-то олимпийскому виду спорта, то Министерство спорта по своим квотам через военкоматы определяет их в спортивные роты. Это делается, чтобы не растерять перспективных спортсменов.

— Я примерно представляю себе, какие сумасшедшие нагрузки на учебно-тренировочных сборах. Армейские нагрузки по сравнению с ними могут показаться курортом.

— (Б) Не согласен. К спортивным нагрузкам я уже привык, получаю от них удовольствие. А армия – это совсем другое дело.

— (Г) Сейчас спортроты серьезно относятся к своему контингенту. А вот когда я в молодости служил, то сначала был в Ростове, а потом перевели в Тбилиси. Там конкуренция была корявая. Все вроде бы равны, но процентов тридцать – блатные. У того папа министр, у этого директор завода. Типа, как он может быть хуже других? К счастью, сейчас такого нет. Точнее, почти нет. Сейчас большое соперничество идет между дагестанскими и осетинскими борцами. И когда силы примерно равны, выигрывает, как правило, хозяин ковра. И вот теперь решили, чтобы все было по честному , проводить два отбора – один в Махачкале, второй во Владикавказе.

— Есть у барда Семена Слепакова песня «Спортивный репортаж». Там есть такие слова про дагестанского борца: «В 15 лет он стал чемпионом страны, а в 20 – чемпионом Махачкалы». Понятно, что это шутка, но иногда действительно выиграть чемпионат Дагестана сложно, а дальше соперников почти нет. А ты испытываешь проблемы в чемпионате Кабардино-Балкарии?

— (Б) Меня освободили от ежегодного подтверждения, поэтому я могу не участвовать в республиканском чемпионате.

— (Г) Но в Москве необходимо подтверждать свой уровень ежегодно. Даже можно сказать, ежедневно. Если появится какой-то вундеркинд в его весе и его возрасте, то Имран будет с ними бороться на уровне СКФО. Но чудес в спорте не бывает. Каждого, кто способен на что-то серьезное, мы знаем. — А кто у нас в республике еще позиционируется как борец национальной сборной?

— (Г) Первенство России выиграл и отобрался на первенство мира Астемир Бижоев из селения Хатуэй. Он сейчас первый номер в весовой категории до 63 килограмм. Есть еще супертяж (до 130 кг) Аскер Губжев.

— Недавно я прочитал, что вы вдвоем проводили мастер-класс для школьников. Имран, а ты не задумывался о том, чтобы после окончания спортивной карьеры стать тренером? Или подобная перспектива тебя не вдохновляет?

— (Б) Сейчас, наверное, еще рано об этом думать. Но я твердо знаю, что детским тренером точно не буду. Если работать, то уже с готовыми борцами, чтобы совершенствовать их мастерство.

— Имран, а ты знаешь, что для того, чтобы стать тренером, нужно получить базовое спортивное образование, потом специальные курсы с получением сертификата. То есть, обязательно нужно окончить спортфак. — (Б) Я об этом не знал.

— (Г) Главное, что я об этом знаю и занимаюсь. У меня уже был предметный разговор с руководством спортфака КБГУ. Сразу после чемпионата мира Имран будет зачислен без вступительных экзаменов на заочное отделение.

— А разве на спортфаке есть «заочка»?

— (Г) Есть.

— Тахир Адальбиевич, когда Имран в 2024 оду в Париже выиграет Олимпиаду, можно будет отдать ему тренерский мостик, а самому перейти в помощники.

— (Г) А это не шутка, такое вполне возможно. Он с каждым годом становится все более серьезным, ответственным, эрудированным. Тем более что перед глазами пример Мурата Карданова. Стал олимпийским чемпионом, возглавил республиканское министерство спорта, защитил кандидатскую диссертацию.

— Имран, а как складываются спортивные отношения в семье? Если братья занимаются борьбой, то и дома этого не избежать. Ты старше на 3 года, но легче на 4 кило. У кого преимущество?

— (Б) Конечно, у меня. Мой вес по жизни составляет 71 кг. Просто перед соревнованиями занимаюсь весогонкой. Согнать 4 кило – это вообще не проблема.

— Я слышал байку про борца, которому нужно было согнать вес. Тренер загнал его в парилку. Каждые пять минут заходил проверить. Минут через 40 спортсмен взмолился: «Не могу больше». Тренер разрешил ему голову опустить в тазик с водой, чтобы было легче. И через пять минут увидел, что тазик наполовину пуст. Все, что борец согнал, он тут же и выпил.

— (Б) Я вес в парилке не гоняю. Все только через тренировки. Увеличиваю нагрузки. — Кто сильнее – Бабочиев с весом 67 кг или Бабочиев-71?

— (Б) Если и есть разница благодаря лишним четырем килограммам, то незначительная. Почти незаметная.

— Тахир Адальбиевич, какие у вас взаимоотношения с тренерами национальной сборной? Вы можете приехать на сбор? Ваше мнение учитывается?

— (Г) Полный контакт. Просто по финансовым проблемам не могу постоянно находиться рядом. Но с его тренером Рустамом Вятчиным мы в режиме видеоконференции общаемся. Просто два тренера возле ковра не должны одновременно подсказывать. Принцип единоначалия: один у ковра, второй в зрительском зале.

— Давайте представим: Имран попадает в составе сборной России на парижскую Олимпиаду. Он может ходатайствовать о включении Вас в тренерский состав? Все-таки стать чемпионом и сразу попасть в руки любимого тренера – это лучшее, что может быть.

— (Г) Его ходатайство мне не требуется. Пусть попадет в сборную. А я до Парижа, если других вариантов не будет, просто доползу.

Беседовал Виктор Шекемов