Нальчик

Обнаружение абстрактного среза

В Национальном музее проходит выставка Миланы Хацуковой-Цеевой «Обнаружение»

Обнаружилось, что это не просто выставка, а самый настоящий арт-фестиваль, идеи которого воплотились при поддержке творческого независимого объединения «Синдикат». Так, любой желающий мог присутствовать на перформансе, где Милана на глазах у зрителей создавала произведение, ставшее в финале частью экспозиции.

Студенты Колледжа дизайна под патронажем друзей Миланы Хацуковой, преподавателей Руслана Мазло и Альбины Керефовой, творили прямо в выставочном зале, вдохновляясь экспонатами. Была экскурсия для школьников с беседами об искусстве и выполнением игровых заданий. Башир Хацук выступил с адыгскими песнями XIX века. Похоже, многозадачность – естественная стихия Миланы как автора.

Она предстала не только керамистом, но и художником, работающим с самыми разными материалами – проволокой, картоном, талантливым создателем текстов-экспликаций и смелым популяризатором абстрактного искусства в нашей республике. Посуда – вот первое, что приходит в голову, когда мы слышим слово «керамика».

Это может быть сервиз Императорского фарфорового завода, из которого ели королевские особы. Или советский столовый фарфор, расписанный по эскизам Малевича, Кандинского, Кустодиева. И все же это посуда… Милана же предлагает «сосредоточиться не на функциональных предметах, а на художественных объектах». И те, кто видит в керамике лишь утварь, будет весьма удивлен, как высоко автор возносит этот материал над бытовым применением.

Мелодия каждого арт-объекта звучит достаточно ясно и смело. Но полифония всех тем рождает то самое целостное ощущение, которое возникает при удачной композиции. Когда сама выставка становится одним большим арт-объектом, обнаруживающим нечто иное, нежели его части по отдельности. Серия о пяти изначальных цветах – черный, белый, синий, красный, желтый. В экспликациях о них мысли граничат с предельно субъективными переживаниями художников и вполне объективными данными оптики как раздела физики. Или серия «Чаши-портреты», которые, по задумке автора, являются отражением людей, рожденных в 80-90 годы ХХ века.

Милана Хацукова дает понять, что эти чаши со своей гротескной нецелесообразностью есть мы, неудобные для существующих систем, жившие на стыке формаций, в эпоху перемен. Хотя эти красные чаши-сердца с клубками сосудов, гипертрофированными венами-трубами могут быть портретами рожденных в любую эпоху, но непременно со своей душевной болью. Объект «Экран», будто из материала неземного происхождения, сама автор называет персонажем: «Не зеркало, а «поглощающая яма».

Готовое выслушать и всматриваться. Готовность экрана принять любые чувства освобождает заранее». Возможно, поэтому у зрителей возникали самые разные ассоциации. Это и Безликий из «Унесенных призраками» Миядзаки, и верный Экран из легендарного «Аватара». Из-за формы фаланги и текстуры бороздок ладони у автора этой статьи возникли дактилоскопические аллюзии, плавно перетекающие в хиромантию.

Иными словами, полная свобода для сотворчества.

— В пресс-релизе к выставке вы предлагаете зрителям искать и обнаружить свои собственные смыслы. Как думаете, не зададут ли вектор поискам текстовые экспликации рядом с работами?

— Конечно, зададут. Это сделано из уважения к зрителю, чтобы не оставлять его один на один с абстрактным миром, из которого можно вытащить все что угодно. Особенно если человек не привык жить и работать так, как я, в абстрактном срезе абстрактного мышления.

Я не просто интуитивно, я планомерно его развиваю, читаю серьезную литературу, изучаю опыт художников. А, допустим, ученик, шестого класса, домохозяйка, или бизнесмен. Они не погружены в этот контекст. И без этих экспликаций я рискую потерять своего зрителя. Восприятие подобного искусства – это умственная работа. Хотя знаете, была свидетелем, когда пришла группа шестиклассников.

Они задавали такие правильные вопросы. И все потому, что их преподаватель не прерывал их, относится к ним уважительно. И они чувствовали, что могут и имеют право затрагивать такие сложные темы.

У наших детей уже есть эмоциональный интеллект. Я не боюсь говорить с ними сложно о сложном. Они могут сохранить в себе неизвестное слово, а потом уже в течении жизни раскрывать его смысл для себя.

 — Но у нас в республике немало и «подготовленных» зрителей. Допускаете, что их восприятие может идти вразрез с вашими представлениями?

— Да, конечно. И в этом смысле я получила ценную обратную связь. Так, один взрослый опытный коллега прокомментировал мою работу, сказав, что она вообще не вписывается в экспозицию. Я недоумеваю — без этой работы оборвется вся связь. А он объясняет мне с совершенно другой стороны. И имеет право на такое видение. И я благодарна ему за это. Мы обменялись мыслями — так и должно строиться общение в среде интересующихся, эмпатичных людей. Вообще я очень благодарна этому опыту. Потому что музейное пространство показывает тебе не только твоих друзей и единомышленников, которые приходят в мастерские, знают и любят тебя. Но есть те, кто не обязан любить и понимать тебя. Я наблюдала совершенно разные реакции, от восхищения до полного равнодушия. Никто не обязан вдохновляться этим. Даже в разные периоды жизни человек по-разному может реагировать на абстракцию.

— Болезненно ли вы расстаетесь со «своей прелестью»? Насколько востребовано подобное творчество?

— Такого не было, чтобы я не хотела расставаться со своими работами. Напротив, если кто-то изъявляет желание, я легко и с удовольствием расстаюсь. Мне нравится, что я могу себя этим поддерживать во всех смыслах. Что касается востребованности. В профессиональных дизайнерских сообществах обращают внимание на такие скульптурные работы. Ведь в больших дизайнерских проектах – крупных ресторанах или гостиничных комплексы – все уже устали от китайских вещей. Так вот дизайнеры в хорошем смысле подглядывают за тем, что происходит в профессиональном керамическом сообществе, где все друг друга знают, и частью которого я являюсь. Арт-объекты, в том числе с этой выставки, становятся элементами моего портфолио, которое заинтересованные люди могут просматривать и иметь меня в виду для потенциальных проектов.

Алёна Мякинина

Фото Элины Караевой