Нальчик

Ибрагим Занкишиев: «Работаю по всему кругу»

В Национальном музее КБР открылась юбилейная выставка Ибрагима Занкишиева «Человек. Дом. Дерево».

а экспозиции, написаны в разные годы. Есть работа, которой уже 58 лет, есть совсем новорожденные, но все их зритель увидит впервые. Патриарх изобразительного искусства Кабардино-Балкарии, мастер старой закалки, Ибрагим Занкишиев демонстрирует виртуозное владение самыми разными техниками. И еще более виртуозное их смешение.

Нас посещает то светлое ощущение натюрмортов Гарцони, то смутная тревога, как от полотен Врубеля, где-то – радостная энергия цвета и света современных импрессионистов. Такие разные реминисценции, возникающие у зрителя, говорят о насыщенной смысловой и стилевой палитре Ибрагима Занкишиева. И все же эти максимально разные работы – по настроению, воплощению, философскому содержанию – работы одного автора. Есть в них что-то общее, что сложно сформулировать, что называется «рукой мастера».

Сам художник размышляет о столь разных манерах воплощения своих идей: «В круге 360 градусов. Я работаю по всему кругу. Не авангард, не реализм, не сюрреализм… Просто знаю, что каждая тема требует своего языка для раскрытия». «Два человека смотрели сквозь прутья тюремной решетки: один видел грязь. Другой – звезды». В этой цитате из Стивена Кинга Ибрагим Занкишиев тот персонаж, который почти всегда видит звезды. И даже боль, которую он делит с балкарским народом в своем творчестве, всегда очищающая и жизнеутверждающая.

Об этом говорят и сакли, которые так светлы и уютны оттого, что в них жив дух их добрых обитателей. И Кязим Мечиев в триптихе с невинным созданиемкозочкой, словно иллюстрация жития святого. И все эти безымянные улыбчивые белобородые балкарские дедушки, сидящие под древними деревьями, пьющие самый вкусный в мире айран, как никто знающие цену счастью. И пожилая женщина с ребенком на спине, словно в один рост с нереальным синебелым кавказским хребтом, сама как исполин, равная духу родных гор.

Горцу не пристало много и красиво говорить о любви. Но как сложно скрыть любовь к своему народу и родной земле Ибрагиму Занкишиеву. Она и в двойных названиях картин – на балкарском и русском, и в ласковом внимательном взгляде художника на все, что становится сюжетом картины. Говоря об Ибрагиме Занкишиеве, понимаешь смысл слова «самородок». Не имеющий никакого представления о живописи – разве что черно-белой репродукции «Последнего дня Помпеи» Брюллова, мальчик обводил картинки Букваря так часто, что к Новому году все они повыпадали из книги.

Самородок из Хабаза стал одним из самых прославленных мастеров изобразительного искусства Кабардино-Балкарии, признанным художником, Лауреатом государственной премии, участником многих международных и всероссийских выставок. Стал тем, в чьем творчестве аккумулируется история, энергия, дух балкарского народа.

Алёна Мякинина