Нальчик

О нём говорил Сталин: «Победителей не судят!»

Несколько лет назад на мою электронную почту пришло одно любопытное письмо. Прислал его житель селения Карагач Прохладненского района КБР Азамат Отаров. Оказывается, он делал запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ с просьбой разобраться, почему прославленный адмирал, командующий Северным флотом в годы Великой Отечественной войны, Арсений Григорьевич Головко не был награждён орденом Героя Советского Союза. И ему пришёл ответ.

Предыстория здесь такова – в одной республиканской газете я написал статью о том, сколько уроженцев Кабардино-Балкарии стали Героями Советского Союза и полными кавалерами Ордена Славы.

Материал даже неожиданно для меня получил широкий резонанс – в редакцию звонили читатели, спрашивали, почему в списке отсутствуют некоторые известные люди, про которых точно известно, что они Герои Советского Союза. Стал дополнительно собирать информацию — действительно, некоторые ветераны, имевшие это почётное звание, в официально утверждённый список не попали. Но причина проста – существует единое по стране правило, по которому Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы, числят в том регионе, откуда они призывались на воинскую службу. И если человек после войны переехал в другой регион, большую часть жизни там прожил, его всё же считают в числе своих кавалеров боевых орденов на его малой родине. Также многих удивило то, что в списке отсутствует наш прославленный земляк адмирал Головко.

Он командовал в годы Великой Отечественной войны Северным флотом, фактически долго остававшимся единственным действующим боевым флотом СССР – как известно, морякам Черноморского и Балтийского флотов пришлось вскоре после начала войны сражаться на суше. Но как ни странно, у Арсения Головко не было звания Героя Советского Союза. Азамат Отаров был среди тех, кто оказался очень заинтересован таким фактом несправедливости.

Как же так, один из лучших советских военачальников не имеет столь почётного звания? И он решил разобраться в причинах этого. Честно говоря, я тогда подумал, что Азамат Отаров – это пожилой человек, которому так близка тема памяти наших ветеранов войны. Но ошибся и очень рад этому!

Выпускнику юридического факультета КБГУ Азамату Отарову тогда было всего 30 лет. В 2013 году он начал поисковую работу по установлению места гибели во время войны своего прадедушки. В «Книге Памяти» Прохладненского и Терского районов КБР сказано, что Тика Хацуевич Отаров, 1906 года рождения, погиб на территории Харьковской области, в Савинском районе в деревне Савинцы. Сейчас это небольшой город Балаклейского района Харьковской области на Украине. Азамат сделал запрос в Савинцы, оказалось, что на центральной площади есть памятник погибшим советским воинам, раньше там была братская могила, но в 1960 году останки перезахоронили. Имена некоторых воинов были установлены, но многие считались неизвестными.

Отсутствовало и имя Тики Хацуевича Отарова. Азамат начал поиски данных о гибели прадеда, в Центральном архиве Минобороны РФ подтвердили, что он погиб в бою за селение Савинцы. Азамату Отарову прислали справку с именами и фамилиями воинов, павших в том бою, а он переслал её в Савинцы. И благодаря поисковой деятельности молодого человека из селения Карагач в городе Савинцы на памятнике погибшим советским бойцам установили мемориальную доску с именами героев.

С тех пор Азамат Отаров увлёкся поисковой темой. В селении Карагач тоже имеется памятник односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Благодаря Азамату стали известны обстоятельства и места гибели некоторых из них. Многие люди благодарны ему за это! Такое неравнодушное отношение к ветеранам войны, к памяти погибших воинов – это ли не пример для молодёжи? Но вернёмся к Арсению Григорьевичу Головко.

На запрос Азамата Отарова из Центрального архива Минобороны пришёл ответ, суть которого сводился к тому, что на основании изучения документов сведений на предоставление адмирала Головко к званию Героя Советского Союза обнаружено не было. В качестве исключения сейчас практикуется присвоение звания, если есть сведения, что человек был представлен во время войны к награждению, но наградные документы затерялись, не дошли по назначению. Насчёт Арсения Григорьевича Головко таких данных нет. И этому удивляются не только земляки Арсения Головко в Кабардино-Балкарии, поражаются этому факту даже военные историки.

Попробуем, однако, высказать версию причины этой происшедшей несправедливости. В городе Прохладном, как известно, моря нет. Река Малка не судоходна и речным портом Прохладный тоже не является. Но именно здесь в 1906 году родился Арсений Головко, один из самых известных советских адмиралов. На флоте он с 1925 года, окончил военно-морское училище имени Фрунзе (1928), Военно-морскую академию (1938). Служил на Черноморском, Балтийском, Тихоокеанском флотах, в Каспийской военной флотилии.

Учёбу в Военно-морской академии на пару лет Головко пришлось прервать, он направился в «командировку» в Испанию, где тогда шла гражданская война. В качестве советника командующего военно-морской базы в Картахене он прибыл на подмогу республиканцам. В Испании его звали Дон Симон Гарсия Галвис.

В 1940 году Сталин назначает Головко командующим Северным флотом. А ведь Арсению Григорьевичу, несмотря на его уже большой опыт, всего-то было к тому времени 34 года! Но за дело новый командующий взялся решительно. И как единодушно признают военные историки, начало фашистского вторжения Северный флот встретил во всеоружии.

Для Головко эта война началась уже 17 июня, когда он отдал приказ имевшимися у флота средствами ПВО сбивать фашистские самолёты, вторгавшиеся на советскую территорию. Отдал приказ на свой страх и риск, ведь в войсках тогда была спущена сверху установка «Не поддаваться на провокации!». И за такой приказ Головко рисковал своей головой. Так же по его приказу Северный флот был приведён ещё 21 июня в полную боевую готовность, корабли вышли в море и рассредоточились. Ни один корабль не был уничтожен фашистами в первые дни войны!

Мало того, адмирал Головко позаботился о том, чтобы и на суше немцы не смогли подойти к Мурманску, важнейшему стратегическому морскому порту. И при нехватке личного состава для сухопутных боёв он приказал временно освободить заключённых из близлежащих северных лагерей, вооружить их и послать на передовую.

Это кажется немыслимым, но это так! А ведь здесь уже адмирал Головко вторгался в «епархию» НКВД, которым руководил Лаврентий Берия. И всесильному наркому это очень не понравилось! Лаврентий Берия, узнав о «самодеятельности» Головко, просил у Сталина разрешения на арест адмирала, называл его «врагом народа».

На флоте существует стойкая и вполне правдоподобная легенда, что Сталин тогда сказал: «Но это же помогло ему отбить наступление немцев? Победителей не судят!». Немцы не смогли взять Мурманск, на этом участке фронта они смогли продвинуться вглубь СССР всего лишь на 40 километров. Именно в Мурманск потом приходили знаменитые северные морские конвои с помощью от союзников. В советских территориальных водах уже корабли Северного флота обеспечивали охрану транспортных караванов. Так что умелое командование Головко Северным флотом в годы войны трудно переоценить. А моряки обожали своего боевого адмирала! За то, что он ценил и берёг людей, считал их своими боевыми товарищами. 9 мая 1945 года на митинге в честь Победы Арсений Головко сказал: «Я счастлив, что в годы войны мне довелось командовать такими людьми, как вы!». Но, видимо, высоко оценивая способности Арсения Головко, как военачальника, всё же не забывали и о его своевольном характере, умении принимать самостоятельные решения.

Таким ведь и должен быть настоящий военачальник, но подобные качества не всегда по нраву правителям. А к тому же согласиться с тем, что Головко совершенно правильно действовал накануне войны, значит, признать то, что общая установка «Не поддаваться на провокации!» была ошибочной.

Вот в этом, наверное, и кроется причина того, что адмирал Головко, наш знаменитый земляк, так и не стал Героем Советского Союза. Хотя других наград у него было немало: четыре ордена Ленина, четыре ордена Красного знамени, два ордена Ушакова I степени, орден Нахимова I степени, два ордена Красной Звезды, имел он иностранные ордена от союзников. И хоть званием Героя Советского Союза Арсения Григорьевича обделили, в Кабардино-Балкарии всё равно все знают, что он был настоящим героем! На его родине, в городе Прохладном есть памятник адмиралу Головко, в Нальчике одна из центральных улиц носит его имя. А 4 сентября 2020 года в Нальчике состоялась торжественная церемония открытия сквера и памятника-бюста имени адмирала Арсения Григорьевича Головко.

В мероприятии приняли участие Глава КБР Казбек Коков, дочь адмирала Наталья Головко и внучка Александра, мэр Нальчика Таймураз Ахохов, представители Парламента и Правительства КБР, ветераны, представители общественности. Казбек Коков сказал тогда на открытии митинга: «Сегодня как никогда востребовано сохранение той исторической памяти о наших земляках, советских солдатах, благодаря которым мы живём под мирным небом.

Подвиг североморцев под руководством Арсения Головко навсегда останется в истории, в наших сердцах». Глава КБР особенно подчеркнул, что инициаторами создания сквера и памятника выступили сами жители Нальчика по зову сердца: «Я благодарен им за это! Также благодарен тем ребятам, которые очень аккуратно, достойно и вовремя обустроили этот сквер. Пусть память о наших доблестных сынах всегда остаётся в наших сердцах».

Наталья Головко поблагодарила тогда всех организаторов проекта, сказала, что приезд в Нальчик и Прохладный стал для них с дочерью Александрой неожиданным и прекрасным подарком судьбы.

Дочь прославленного адмирала отметила, что новый сквер в столице КБР станет ещё одним символом памяти о защитниках Отечества, который будет иметь значение не только для Кабардино-Балкарии, но и для всей страны.

Олег Лубан