Сегодня День печати по старому стилю. Почему по-старому? Потому что его давно перенесли на 13 января, в аккурат на старый Новый год. Так уж у нас повелось, что любое событие и даты переосмыслены, переименованы и перенесены. А между тем сегодня ровно сто лет с тех пор, как учреждён этот праздник крепкого печатного слова. Именно 5 мая 1922 года, в связи с десятилетием со дня первого выхода партийного рупора — газеты «Правда» за подписью Ленина, по решению ЦК РКП(б) и одиннадцатого съезда партии, была назначена дата празднования Дня печати.
Потом долгие годы «Правда» являлась главным печатным органом не только коммунистической партии, но и страны. Напечатанное в ней воспринималось почти как истина в последней инстанции и руководство к действию. Были, конечно, и другие газеты, но «Правда» была правдивее, четко определяя планы партии, которые в то время почти всегда совпадали с планами народа. Не совсем понятно, почему первый президент свободной России Борис Ельцин своим указом перенёс День печати на 13 января, но у бывалых газетчиков теперь есть повод отмечать свой профессиональный праздник два раза в году, хотя в душе настоящей датой остаётся 5 мая, которое постепенно забывается молодым поколением журналистов-газетчиков. А ведь было время, когда корреспондентов газет считали чуть ли не элитой общества. А все потому, что верили им. И ещё не называли щелкоперами, журналюгами и прочими не совсем хорошими эпитетами. Постепенно понятие журналистики трансформировалось, так же, как и сами газеты, с которых все начиналось.
Сегодня все пишут и все снимают. И в этой массе информации очень трудно найти истину, если она есть. Почему-то всегда вспоминаю уже далекий 1987 год, когда я пришёл в газету «Советская молодежь», тогда ещё не переименованную в «Молодежку». В эпоху гласности и демократии с перестройкой писать можно было обо всем, ну, или почти обо всем. Мы и писали. Тиражи газет были ещё большими, и публикации многих из нас ждали читатели. И мы старались для них, не стремясь удивить чем-то выдуманным. Репортажи со строек, фабрик и полей тоже можно было писать интересно, как это сегодня не покажется странным.
До сих пор удивляюсь, как фотокорреспондент, имеющий в арсенале не самую лучшую технику и тридцать шесть кадров черно-белой пленки, умудрялся снимать пару десятков великолепных кадров, которые шли в газету. Это, конечно, трудно понять сегодняшним многочисленным «цифровикам», которые могут сделать тысячи кадров на карту памяти, чтобы потом из них выбрать один.
Легендарный фотокорреспондент «Советской молодежи» Эткар Шпанагель, который практически жил на работе, любил говорить: «Фотографировать можно научить любого, но не любого можно научить фотографировать для газеты». Сколько же мы с ним объездили и отснимали. Шпанагель мог залезть на дерево, чтобы снять объект в нужном ракурсе, лечь на землю и свеситься из окна многоэтажки. Он мог часами ждать одного единственного, но правильного кадра. А сколько было курьёзных случаев, о которых впору написать отдельную книгу. В Кабардино-Балкарии, где не было даже факультета журналистики, была очень хорошая школа журналистики.
Нам действительно верили, нас знали, если не в лицо, то по именам точно. Да, мы не ловили, как это сейчас модно говорить, хайп, мы просто работали, и нам это нравилось. А если работа нравится и приносит удовлетворение, то это одна из главных составляющих счастливой жизни. Да, сегодня не лучшие времена для бумажных газет, но они все ещё выходят, подтверждением чему является газета, которую вы сейчас держите в руках.
Поэтому хочется поздравить акул пера и плотву клавиатуры со столетним юбилеем. Это уже целый век. Век, в котором газеты и средства массовой информации сыграли одну из самых важных и значительных ролей. Пишите, если можете, а если не можете, то лучше воздержаться, потому что слово, как и век назад, все ещё имеет силу и может как вылечить, так и смертельно ранить. Надо всегда об этом помнить. С Днём советской печати всех причастных! А она была лучшая в мире, так как другой мы и не знали.
Арсен Булатов, главный редактор