Нальчик

«Землю Санникова» нашли в Кабардино-Балкарии

Значительную часть знаменитого фильма снимали в нашей республике 

Легенда о загадочной Земле Санникова, затерянной в арктических льдах, многие годы волновала путешественников, полярных исследователей, но никто не мог достичь её. Герой фильма, политический ссыльный Ильин, со своими товарищами отправляется в экспедицию, которую финансирует богатый золотопромышленник.  Отважные путешественники находят среди ледяного безмолвия цветущий оазис.

Вот вкратце сюжет легендарного теперь уже советского художественного фильма «Земля Санникова», вышедшего на «Мосфильме» в 1973 году. Но не все, наверное, даже в нашей республике, знают, что «Землю Санникова» съёмочная группа обнаружила в Кабардино-Балкарии, и многие сцены фильма снимались здесь.

Первым о существовании затерянного в Северном Ледовитом океане острова рассказал в 1810 г. зверопромышленник и полярный путешественник Яков Санников, по имени которого он и был назван. Он говорил, что видел высокие каменные горы, поднимавшиеся над морем. В пользу существования живого оазиса посреди ледяной пустыни свидетельствовали и наблюдения за перелетными птицами, которые улетали на север. А также в пользу этой версии чукотские мифы о некоем северном народе онкилонах, ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные тёплые земли.

В 1938 г. советские летчики доказали, что этой земли больше не существует. По предположению исследователей, остров был сложен не из скал, а из ископаемого льда, вечной мерзлоты, покрытого слоем грунта. А когда льды растаяли, Земля Санникова исчезла. В 1926 г. был опубликован научно-фантастический роман В. Обручева «Земля Санникова». Роман прочитал начинающий режиссёр Леонид Попов и загорелся идеей снять фильм по его мотивам. Вторым режиссёром назначили дебютанта Альберта Мкртчяна. Они взяли сценарий, который уже давно лежал на студии «Мосфильм», и отнесли его Марку Захарову с просьбой переписать историю. Режиссёры не хотели браться за описанных мамонтов, единорогов и прочих невиданных зверей — создавать их было трудно и дорого. Марк Захаров создал новый сюжет. От первоисточника осталась только главная идея — поиски легендарной Земли Санникова, а научно-фантастический роман превратился в приключенческий фильм.

Многих онкилонов на съёмках сыграли профессиональные танцоры. Чтобы придать нации онкилонов особый колорит, танцоров набирали из театральных трупп с характерной неславянской внешностью. А чтобы добавить шарма, всем онкилонам придумали светловолосые парики. В роли шамана снялся знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев. Он же придумывал все «шаманские танцы».  Между прочим, Махмуд Эсамбаев любил развлекаться тем, что в костюме шамана заезжал в магазины и кафе, шокируя присутствующих.

«Долину тысячи дымов» на Камчатке актёры воочию не увидели. В Камчатском Кроноцком заповеднике с его вулканами побывала только операторская группа. Потом эти кадры смонтировали с теми, что были сняты в горах Кабардино-Балкарии.

Сцены с участием актёров снимались в других местах: в павильоне «Ленфильма» (эпизоды в помещениях), в Выборге (подъём Крестовского на башню), на Финском заливе (Арктика), в горах Кабардино-Балкарии (Земля Санникова). А проблемы с гейзерами и «извержениями» решались пиротехническими средствами.

Съемки фильма с самого начала проходили в очень напряженной обстановке. Даже определиться с окончательным актерским составом долгое время не удавалось. Режиссёры поначалу видели в главных ролях Армена Джигарханяна, Игоря Ледогорова и Евгения Леонова, но все они отказались из-за занятости в театрах и участия в других кинопроектах. На роль Крестовского был приглашён Владимир Высоцкий. Специально для этого фильма он написал 3 песни, которые впоследствии стали легендарными: «Белое безмолвие» (для начальных титров), «Баллада о брошенном корабле» (для сцены в Арктике) и «Кони привередливые» (для сцены в ресторане).

Певец Муслим Магомаев утверждал, что роль Ильина предлагали и ему, но он отказался, понимая, что его хотят привлечь не из-за актёрских способностей, а как знаменитого артиста.

После долгих переборов режиссёры приняли за основу следующий актёрский состав: Владислав Дворжецкий – Ильин, Георгий Вицин – Игнатий, Сергей Шакуров – Губин и Высоцкий в роли Крестовского. Эпизодическую роль невесты Ильина должна была сыграть Марина Влади. Этот состав и был представлен на утверждение руководству «Мосфильма». Но в 1971 году на радио «Немецкая волна» прошла передача с песнями Высоцкого, в которой он упоминался как диссидент и оппонент советскому режиму.  Гендиректор «Мосфильма» Сизов был непреклонен: «Высоцкого и его песен в фильме быть не должно». Заступничество некоторых именитых режиссёров и актёров не помогло. Высоцкого в срочном порядке заменили Олегом Далем, а музыку к фильму написал Александр Зацепин.

Но скандалы на этом не закончились. Ведущие актёры сразу же вступили в конфронтацию с режиссёрами, посчитав их дилетантами и непрофессионалами. Они даже обратились к руководству «Мосфильма» с просьбой заменить режиссеров. Им навстречу не пошли, и если Вицин, Дворжецкий и Даль пошли на попятную, то Шакуров стоял на своём и отказывался сниматься с этими режиссёрами. В результате Шакурову объявили выговор и сняли с роли, его заменил Юрий Назаров.

Но даже после этого атмосфера на съёмках не улучшилась. Олег Даль часто срывал съемки из-за того, что приходил на площадку пьяным. Кстати, именно из-за этого он крайне редко попадает в кадр в сценах непосредственно на «Земле Санникова». Из-за постоянных конфликтов режиссёры решили переозвучить песни, исполненные Далем. Для этого они пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева, тактично заручившегося согласием Олега Даля.  В итоге «Есть только миг…» стал всенародным шлягером, хотя следует отметить, что и в исполнении Даля песни звучали великолепно.

Кстати, в крошечном эпизоде в массовке снялся студент Борис Грызлов – будущий политик, министр внутренних дел и председатель Госдумы РФ. Он сыграл одного из посетителей кафе, где встречались главные герои.

В исполнении трюка подъёма Крестовского на колокольню принимали участие ленинградские альпинисты Владимир Мясников (Крестовский) и Эдуард Часов (Ильин). Во время съёмки этой сцены оператор заметил, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. Приближался вечер, времени было в обрез, поэтому члены съёмочной группы решили вопрос кардинально – поднявшись на крыши, повалили все антенны. В это время шёл футбольный матч, трансляция была прервана, разъярённые жители выскочили на улицу. Для того, чтобы погасить скандал, всем пострадавшим было выдано по 100 рублей, по тем временам немалые деньги.

В 1972 году на карстовых озёрах Шадхурей в Кабардино-Балкарии снимали основные эпизоды культового советского фильма «Земля Санникова». Часть фильма на самой «Земле Санникова», практически вся, за исключением гейзеров Камчатки, была снята в нашей республике. А конкретно эпизоды фильма снимались на Чегемских водопадах и на озере Шадхурей, близ селения Каменномостское.

Вспоминает Ирина Камбиева: «Эпизод с жертвоприношением оленя снимался в моём родном селе Каменномостском, на озере Шэдхъурей. Более того, в массовках снималась половина пацанов нашего села, в том числе мой старший брат Артур – он на фото без парика, с луком и стрелой. Здесь ещё долго были видны ступени для спуска к озеру, вырубленные топором. В детстве мы бесстрашно подходили к самому озеру по ним, а сейчас всё приняло первоначальный вид, практически невозможно спуститься – слишком крутой склон».

Рассказывает нальчанка Елена Трокина: «Смотрела с подругой этот фильм в Нальчике в кинотеатре «Восток», была осень. Нам было лет по одиннадцать. Помню, рядом с нами сидели парни лет 18-20. Они смотрели этот фильм уже не в первый раз, и когда на экране появлялся один из «аборигенов», они выкрикивали его имя и аплодировали.

А где-то за год до показа фильма я лично видела Вицина и Назарова в Нальчике на нашем Главпочтамте, мама моя тогда там работала. Они сидели на скамейке перед входом и, наверное, ждали вызова на межгород. Помню, как сотрудники почтамта подходили к ним за автографами. А я была мала ещё и постеснялась».

На съемки для участия в массовках приглашали и студентов КБГУ. Платили от 3 до 5 рублей за съёмочный день. Очевидцы вспоминают, что одну из «анкилонок» в фильме сыграла студентка физико-математического факультета КБГУ, кореянка Маргарита.

Магомед Халаев уточняет:  «Скажу, что и Вольный Аул поучаствовал в съёмках этого фильма в лице знаменитых борцов Аслана Жанимова, Хамида Афова, Руслана Берова». (Аслан Жанимов – двукратный чемпион Европы по греко-римской борьбе – авт.).

Арсен Куготов: «Я учился в 8-м классе, мы ежедневно ходили на съёмки фильма. Интересно было видеть Вицина, Эсамбаева. Съёмочная группа располагалась в интернате в селении Сармаково и в массовках снимались многие ребята села. Снимали там эпизод жертвоприношения белого оленя, и увидеть это всё вживую было намного интереснее, чем в фильме. Шаман (Махмуд Эсамбаев) колдовал на берегу, а два водолаза затаскивали плот с оленем до середины озера, а потом начали закручивать его, создавая «водоворот». Затем топили плот, и тут же появлялось пламя. Ну, а дальше, как в кино, шаман падает и духи подсказывают ему, что надо. На съёмках часто использовали дымовые шашки».

Вспоминает Раиса Табулдинова: Эпизоды фильма «Земля Санникова» снимались и на Больших Чегемских водопадах. Мы часто видели актёров, приезжавших на съёмку. В массовках также принимали участие жители селений Нижний Чегем и Хушто-Сырт. Актёры охотно снимались на память с местными жителями. Всем местным очень нравился великолепный Махмуд Эсамбаев – его пластика, его танцы».

Кстати, бинокль, который в фильме висит на груди Владислава Дворжецкого, впоследствии Георгий Вицин подарил жителю селения Нижний Чегем Кайсыну Жазаеву во время съёмок на Чегемских водопадах.

На «Мосфильме» «Земле Санникова» предрекали провал и присвоили ему 3-ю категорию. А реакция зрителей оказалась прямо противоположной: ещё с предварительных показов на киностудию начали поступать восторженные отзывы. Премьера фильма состоялась 1 октября 1973 года.  В широком прокате в 1974 году фильм посмотрели 41 млн. зрителей. Несмотря на все сложности, актёры сыграли блестяще, и сегодня в этих ролях невозможно представить кого-то другого. Обречённый, казалось бы, на провал проект неожиданно для самих создателей стал шедевром советского кинематографа.

Олег Лубан

  1. P. S. Выражаю благодарность Казиму Тогузаеву за предоставленные воспоминания очевидцев.

Фото из личного архива Ирины Камбиевой.